В Крутик через Кострому

 

 

В деревне Крутик Сущевского сельского поселения мне приходится бывать довольно-таки часто. Красива она в любое время года. Сейчас, когда деревья в снежном убранстве, в пору золотой осени, летом в пору яркого разноцветья, а особенно в мае, когда почти у каждого дома цветущие яблони, сливы, вишни словно юные невесты в белой фате. Любят свою деревню не только коренные жители, но и те, кто избрал ее для своего обитания в разные годы. Нина Ратникова с мужем - из Костромы. Когда оба вышли на пенсию, приехали в Крутик к старшей сестре Нины Максимовны, которой помогали строить дом. Сейчас Нина Максимовна живет здесь одна. Недавно в кругу друзей и соседей отметила свой 85-й день рождения. Она - интересная собеседница и может поведать немало историй.

 

Старинная машинка
В маленькой комнате стоит швейная машинка «Зингер». Ее, когда они только появились в России и продавались в рассрочку, маме Нины Максимовны - Евгении Петровне Смирновой, еще девчонке, купил отец. Будто предвидел, что она поможет дочкиной семье выжить в годы Великой Отечественной войны.
Евгения Петровна была прекрасной портнихой. К началу войны она осталась одна с пятью детьми, к тому же была инвалидом - после рождения первой дочери Александры потеряла ногу. Муж Максим Федорович, работавший мастером цеха ширпотреба фанерного завода, умер от тяжелой болезни в 1939 году. Жили они в деревне недалеко от Мантурова.
Сама Нина Максимовна помнит годы коллективизации. Троих в деревне раскулачили, но, правда, не выслали. Только отобрали часть земли, лошадей, скотину, сельскохозяйственный инвентарь. Одну из дочерей раскулаченного даже выбрали председателем сельсовета - грамотных людей можно было на пальцах пересчитать.
О годах войны рассказывает не особо охотно. Она отобрала у девочки детство, рано пришлось начать трудиться. Хорошо, что к тому времени сестра Александра уже окончила медицинский техникум и работала. Да мамина машинка неустанно строчила.
Машинка эта до сих пор в строю. Нина Максимовна - тоже отличная портниха. Что-то перешить, переделать - жителям Крутика она никогда не отказывает.

 

Сменщица героя
В Кострому Нина Смирнова приехала в 1947 году. Окончив семь классов, стала учиться в школе ФЗО. Затем пришла ткачихой на льнокомбинат имени Ленина. Была сменщицей - правда, не очень долго - будущего Героя Социалистического Труда Валентины Плетневой.
Вспоминает Валентину Николаевну она добрым словом: сноровистая, энергичная, веселая. Вскоре их пути разошлись. Нину как цехового комсорга перевели в другой цех осваивать новые станки. «Освоили успешно, - говорит Нина Максимовна. - Я сначала работала на восьми станках, потом на шестнадцати, а в конце на двадцати четырех».
На льнокомбинате она встретила и свою судьбу. Вышла замуж за помощника мастера Вячеслава Ратникова. Кстати, Валентина Плетнева долгое время работала именно на его комплекте станков. Вячеслав Алексеевич пошел по стопам своей матери: Зинаида Васильевна Ратникова всю Великую Отечественную войну трудилась поммастера, ремонтировала станки, потому что почти всех мужчин проводили на фронт. Она была коммунистом, членом горкома партии. После свадьбы молодые стали жить с Зинаидой Васильевной.

 

Кастелянша - княгиня, повар - графиня
Но до свадьбы у молодой ткачихи Нины Смирновой было в жизни еще одно заметное событие. Она ездила в Китай, в город Харбин, где обучала ткацкому делу китайских товарищей. В Харбине при помощи Советского Союза был построен крупный текстильный комбинат.
Нина Максимовна рассказывает: «Вызывает меня начальник и говорит: «Нам надо послать человека в Харбин, всех перебрал, остановился на вашей кандидатуре как комсорга цеха». В Харбин приехали инструкторы не только из Костромы, но и специалисты из Иванова, Владимира, других городов. Запомнилась мне та поездка. В Харбине было много русских, в том числе эмигрировавших сюда после революции семей белогвардейцев. В гостинице при льнокомбинате, где мы жили, кастеляншей работала пожилая княгиня, ее дочь Надя была в нашей столовой официанткой, графиня - поваром. После командировки я снова стала работать на льнокомбинате имени Ленина. В общей сложности - 15 лет. Ушла с рождением детей. Сначала трудилась кассиром на фабрике по ремонту обуви, затем в бухгалтерии строительной организации».

 

Репродукция за муку
Она висит у Нины Максимовны в большой комнате. «Дед и бабушка мужа жили в деревне Сельцо, сейчас Самсоновское сельское поселение Костромского района, что недалеко от усадьбы Витово, - хозяйка рассказывает еще одну историю. - Дедушка работал у помещика садовником. Дочери барина очень любили маленькую Зиночку, которая приходила в сад вместе с отцом, наряжали ее, бантики завязывали. После революции жизнь богатеев резко переменилась. И вот эту репродукцию дед купил у них за пуд муки. Но рама, правда, уже другая - старая рассохлась, и покойный муж сделал новую».

 

По ночам она пишет стихи
Стихи Нина Максимовна стала писать не так давно. Точнее, когда осталась одна. Признается, что по ночам не спится, плохие воспоминания в голову лезут. А потери в жизни у нее были серьезные. Убили сына, умер от неизлечимой болезни старший внук. Берет она тетрадку и записывает стихотворные строки. Стихи посвящены родной природе, Крутику, Костроме:


Расцветает все краше
Наш город над Волгой.
Упирается мост
в ее берега.
Молодеет наш город
И жить ему долго.
Только пусть старину
Сбережет Кострома.


А теперь, по совету дочери Ольги, - тоже в ученическую тетрадочку Нина Максимовна записывает и свои воспоминания: «Пусть они останутся моему внуку Антону, правнуку Никите и только что родившейся правнучке Лерочке. Пусть знают, что мы не зря прожили жизнь».

 

Наталия СМЫСЛОВА
Фото автора и из семейного альбома Нины Ратниковой

Twitter
Нравится
SocButtons v1.4

Инфографика





Партнеры