Елизавета Дементьева: Первая из первых

Летняя Олимпиада в Мельбурне 1956 года уникальна многим. Хотя бы тем, что проводилась в ноябре-декабре и в двух странах: основные соревнования – в Австралии, а состязания по конному спорту – в Швеции. Уникальным стало и достижение нашей землячки Елизаветы Дементьевой, взявшей золото в гребле на байдарке на дистанции 500 м. Сейчас Елизавета Григорьевна живет в Санкт-Петербурге. На прошлой неделе Елизавета Дементьева и  корреспондент  «СП» вместе вспомнили тот победный старт.

Первое время переворачивалась
- Почему вы выбрали греблю?
- Когда была совсем еще маленькой, мне приходилось вытаскивать на лодке деревья из реки, топляк. Нужно было самой грести. Это заметил один из тренеров, пригласил меня на соревнования на «фофанах» - тяжелых лодках. Стала заниматься на них, а после перевелась на байдарку.
- Было сложно пересесть?
- Конечно. Это легкая лодка, баланс совсем другой. Поначалу все время переворачивалась. Но привыкла. В 1954-м получила мастера спорта по гребле на байдарке.

 

Досье
Елизавета Григорьевна Дементьева (Кислова)
- Родилась в 1928 году. В 1943 году переехала в Кострому из Ржева.
- Заслуженный мастер спорта (1957). Чемпионка XVI летних Олимпийских игр в Мельбурне (1956) в байдарке-одиночке на дистанции 500 м.
- Чемпионка мира в байдарке-одиночке на дистанции 500 м (1958), серебряный призер чемпионата мира в байдарке-двойке на дистанции 500 м (1958), двукратная чемпионка Европы (1957, 1959 гг.), серебряный призер чемпионатов Европы (1959, 1963 гг.), многократная чемпионка СССР в составе разных экипажей (1956-1960).

 

- Вы начали заниматься греблей в Костроме, но выступали за Ленинград…
- История простая – уехала в Ленинград учиться, вышла замуж, осталась. Но каждый год приезжала в Кострому. Там жили мама, папа, сестра, бабушка. После олимпийской победы сразу приехала в Кострому, где была моя дочь. Но все же решила остаться в Ленинграде, после завершения спортивной карьеры работала здесь тренером.
- В Костроме не были давно?
- Очень! Мне уже 86 лет, выбираться куда-то тяжело. Да и в Костроме близких почти не осталось. Хотя я рада, что меня не забывают, в том числе и в Костроме. Часто зовут на соревнования, на те же Олимпиады. Но я отказываюсь.

Золотые 0,8 секунды
- Вы выиграли золото Олимпиады, вернувшись в спорт после перерыва?
- Да. В 1955 году родила дочь. К счастью, быстро удалось восстановиться и поехать на Олимпиаду. Но сильно переживала, как там дочь.
- Конкуренция на дистанции была высокая?
- Основной соперницей была немка Тереза Ценц из ФРГ. Но и датчанка, и австралийка оказались сильны. На всех международных соревнованиях мы приходили нос в нос. Но когда мы встречались с Ценц, к примеру, на мировом первенстве, она всегда смотрела, есть ли я в списке участников. И если я там была, говорила: «Опять я золото не выиграю».

 


- Что стало самым ярким событием того олимпийского финала?
- В финале я лидировала прямо со старта. Такой был план – быстро оторваться от соперниц. Ценц где-то на 250 метрах стала настигать меня. А я уже устала! Но чтобы догнать меня, и Ценц не хватило сил (немка отстала на 0,8 секунды. - С.Ч.). Помню, долго не объявляли результаты. Был фотофиниш, судьи разбирались с распределением мест. Когда все же объявили, что золото у нас, от сердца отлегло.

 

 
- Удалось ли познакомиться с Австралией?
- Нет. Мы выступали не в Мельбурне, а на озере километрах в 50 от города. Место очень красивое. Но особо погулять там не получалось. И вообще нас выпускали с базы группами. А перед тем как поехать на соревнование, мы посещали «специальный» отдел, заполняли множество анкет. Так что свободы перемещения, как сейчас, не было.

 

 

- Где сейчас ваша золотая медаль?
- Сама золотая олимпийская медаль – дома. А памятная - в музее. Я много наград отдала в музеи. Но одну награду не отдаю. Письмо, где написано: «Из первых – первая». Этим подчеркивается, что я первая девушка из СССР, которая брала золото в гребле на международных соревнованиях всех уровней.

Я выбрала дочь
- Вы рано закончили спортивную карьеру. Не было желания побороться еще за одно олимпийское золото?
- Если честно, к 1960-му я была полностью готова, надеялась, смогу участвовать в Олимпиаде. Но в 1959-м, когда была на соревнованиях, мне сообщили из дома, что болеет дочь. Я сразу решила ехать домой. А руководство сказало: или ребенок, или спорт.  Я выбрала дочь.
- Незаменимых тогда не было?
- Конечно. Конкуренция в команде была высокая, на спринтерских дистанциях нас разделяли доли секунды. Сборная была очень и очень сильная. Поэтому меня быстро заменили. В Союзе всегда было много претендентов на первые места. Команды из Куйбышева, Горького ярко выступали. Борьба серьезная, соревнований много: областных, краевых, ведомственных. Поэтому и сильных спортсменов было больше.
- Конкуренция не перерастала в интриги?
- Что вы! Команда тогда была очень дружная. Очень-очень сплоченный коллектив, зависти не было. Все решалось в честной борьбе.
- Сейчас вы наблюдаете за выступлениями наших гребцов?
- Смотрю иногда. Но на больших соревнованиях мы слабенько выступаем. На каноэ еще бывают успехи, а у байдарочников – увы. Почему? Не знаю. Для того, чтобы добиться успехов, нужно желание и огромный труд.

Владимир АКСЕНОВ,

Кострома-Санкт-Петербург

Twitter
Нравится
SocButtons v1.4

Инфографика





Партнеры