Лариса Горичева: Дирижер должен быть харизматичным

 

Костромские гимназисты покорили Россию. В сентябре в «Артеке» на Всероссийском фестивале школьных хоров «Поют дети России» хор костромской гимназии №28 был назван лучшим в стране. Руководитель коллектива, заслуженный работник культуры РФ Лариса Горичева призналась, что победа была неожиданной. С Ларисой Егоровной мы побеседовали о том, как сплотить в один коллектив разных и талантливых ребят.

Название «Благовест» выбрали дети
- Кто больше нервничал в финале: вы или дети?
- Я больше переживала за качество исполнения, а дети хотели победить, получить главный приз. Они молодцы, выложились на 100 процентов и выступили на максимуме своих возможностей. Вы представляете, 41 коллектив приехал со всей страны. И уровень каждого из них очень высок. В глубине души я надеялась на то, что мы займем одно из призовых мест. Но гран-при было по-настоящему неожиданным.
- Сколько всего детей занимается у вас?
- В хоре сейчас 65 человек, но на конкурс ездили 39. Во-первых, там участвовали только старшеклассники, а во-вторых, несколько детей по разным причинам не смогли поехать. Всего же, за те 27 лет, что я работаю в хоре, сначала в качестве хормейстера, а потом и художественного руководителя, здесь занимались несколько тысяч ребят.
- Как же вы ищете таланты?
- В школе у нас сложилась система. Все дети поют с первого по четвертый класс, а в пятом классе выбирают: либо идти играть в оркестр народных инструментов, либо петь в хоре.  В «Благовест» приходят уже подготовленные ребята, и я развиваю те навыки, которые закладываются с первого класса.
- Как родилось название «Благовест»?
- Хор был создан в 90-х годах и назывался «Красные галстуки», пели в основном пионерские советские песни. Но время менялось. И в двухтысячных в репертуаре появилась духовная музыка. Согласитесь, прежнее название с новой музыкой не очень сочеталось. И название «Благовест» предложили сами дети. Сегодня, можно сказать, что «Благовест» - некий бренд, не просто школы, но и всей Костромской области. Мы же много выступаем на конкурсах в Москве, Петербурге. И профессиональное сообщество знает о нашем хоре.

На репетициях голос не срывала
- Что вас толкнуло идти в музыкальное училище? Вы хотели больше преподавать или заниматься музыкой?
- Вообще я больше хотела быть учителем русского языка и литературы. Но мы были первыми выпускниками музыкально-эстетического отделения школы №28. И ее директор, Константин Морев, уговорил мою маму отправить меня в музыкальное училище. В итоге,  ни одну минуту я не пожалела об этом.
- Как вам удается сплотить разных - по характеру, по таланту - детей  в единый коллектив? Наверняка велика роль личного примера?
- Дирижер - это харизматичная, яркая, эмоциональная личность. Если дети это видят в тебе, то обязательно пойдут за тобой. Наша гимназия с гуманитарным профилем, все ребята интеллектуалы. У меня в хоре поют и дети, которые идут на золотую медаль. И мне, как руководителю, нужно во многом соответствовать их уровню.
- Чему вы сами учитесь у своих воспитанников?
- Взрослый человек более закрыт, чем ребенок. А я у детей учусь искренности, проявлению эмоций. Мое поколение было воспитано иначе, мы были более скромными, точнее, даже сдержанными. Современные дети по-хорошему амбициозны. Они не боятся пробовать себя во многих сферах. И этому я тоже учусь у них.
- Когда вы пришли в школу в качестве педагога, что нового открыли в себе?
- Я не знала, что это такая сложная профессия. Когда училась я, наверное, не понимала, насколько нужно быть ответственными перед детьми. И поначалу была молодым и строгим педагогом. Но сейчас я понимаю, что душевное расположение к детям, поиск в каждом из них собственной «изюминки», позволяют создать коллектив единомышленников. Мы с детьми - сотрудники в творческом процессе. У нас с ними очень тонкая связь, которая проявляется и на репетициях, и особенно на концертах. Моя задача как руководителя состоит ведь не только в том, чтобы они слаженно и красиво пели. Важно, чтобы содержание музыки было донесено до зрителя.
- На репетициях срывали голос?
- Вы знаете, если ты кричишь - тебя не слышат. А если ты говоришь тихо - все воспримут. Но иногда и говорить ничего не нужно - хватает взгляда, чтобы дети поняли, что я от них хочу. Сложилась атмосфера полного взаимопонимания, можно даже сказать - семейственности.
- И как это проявляется?
- Знаете, они иногда доверяют мне такие тайны, которые не рассказывают своим родителям. Был случай, когда ребенок поделился со мной, что поругался с мамой и два дня с ней не разговаривает. И знаете, после нашего разговора он тут же взял телефон и позвонил ей.

Лучший отдых – тишина
- Когда вы для себя открыли духовную музыку?
- Достаточно давно. Ведь я двадцать лет пела в архиерейском хоре. И  когда в 1993 году я пришла в этот хор, произошел некий глубинный поворот в моей жизни. Детям я не навязываю религиозные взгляды. Но иногда мы поем в храмах, я стараюсь рассказать детям о той или иной церкви, и воспринимается это ими вполне адекватно. Духовная музыка, конечно, сложная для исполнения, понимания. И ее в нашем репертуаре не так много. Но я замечаю, если мы какой-то период ее не поем, они с большим удовольствием возвращаются к ней.
- Вы можете сравнить несколько поколений детей. Есть отличие в голосах, в подходе к музыке?
- В голосах вряд ли можно найти отличие. Хотя, вы знаете, раньше в детских садах много занимались музыкой, пели. И сегодня детям, которые приходят к нам в первый класс несколько сложнее научиться пению. Но ко мне, повторюсь, приходят ребята уже подготовленные. Что касается репертуара, то все новые веяния мы не можем игнорировать. К примеру, мы стали петь джаз, материал из мюзиклов.
- Ваши воспитанники часто вас удивляют?
- Бывает, когда дети неожиданно для всех раскрываются. Взять тот же конкурс в «Артеке». У нас есть девочка Лена. И у нее очень длинная  красивая коса. Члены жюри пригласили ее выступить соло при тысячном хоре на гала-концерте. И она, никогда не певшая соло до этого, нашла в себе силы, выступила. И это было открытием, в том числе и для меня.
- Что для вас лучший отдых?
- Тишина. Хору я посвящаю практически 24 часа в сутки, но нахожу время, в основном в воскресенье, чтобы побыть в тишине, погулять на природе, почитать хорошую книгу.
- Какую музыку вы слушаете сами?
- Для меня не интересны голоса и репертуар «попсы». Я люблю симфоническую музыку, оперную. Среди любимых исполнителей Хворостовский, Нетребко, Виллазон.
- Были у вас моменты, когда хотелось вовсе сменить род деятельности?
- Да, был период, когда хотелось совсем уехать в другой город. Но от такого выгорания лучше всего помогает смена обстановки: командировка, отпуск. Десять – двенадцать дней – и я с радостью возвращаюсь на работу.
- Если вернуться к конкурсу. Вспомните те ощущения, которые испытали сразу после объявления победителя?
- Вы знаете, бывают такие минуты непередаваемого счастья. Наверное, это такое же ощущение. Здесь все собралось воедино: и гордость за свою гимназию, и за свою область, и благодарность детям.
Владимир АКСЕНОВ

 

ДОСЬЕ
Лариса Горичева
Художественный руководитель хора «Благовест» гимназии №28.
В 1984-м окончила школу №28, где и преподает сейчас.
До 1988-го года училась в классе Евгении Сафроновой в Костромском музыкальном училище.
С 1988-го по 1993-й заочно училась в Нижегородской консерватории, параллельно работая хормейстером в хоре школы №28.
С 2005 года – художественный руководитель хора «Благовест» гимназии №28.
В 2016 году хор признан лучшим школьным хором России.

Twitter
Нравится
SocButtons v1.4

Инфографика

Партнеры