Еженедельное информационное издание Костромской области
Главная
Игорь Есипов: Идите в баню!
- Опубликовано 05.06.2013
Оказалось, что мы паримся в бане неправильно. Порка веником ничего хорошего не дает, как и посиделки в парилке до изнеможения. Работа с паром — это настоящее искусство. Вот и Игорь Есипов проработав на руководящих должностях, в том числе и в собственном бизнесе, нашел себя... в бане. О банных традициях «СП» рассказал настоящий банный пармейстер.
За баню без пива
- Что это за профессия такая - пармейстер? Или можно по-простому – банщик?
- Банщик для нас понятие неприемлемое. Это человек «принеси-подай» или тот, кто в общественных банях сидит, билетики отрывает. Наша же профессия называется банный специалист, или пармейстер. Мы занимаемся оздоровлением людей. И баня наша лечебная, помогает восстановиться, улучшить здоровье. Прежде всего это работа с паром и вениками, так называемая русская парка.
- Когда у нас появились банные специалисты?
- Если брать реестр профессий, утвержденных в Министерстве труда, такой профессии, как банный специалист, нет. Название «пармейстер» пришло к нам из-за рубежа. У нас на Руси в IX-XIII веках были знахарские бани, и в этих банях работали знахари-лекари. В советское время их стали называть банщиками. Но сейчас для нас это уже не профессиональное название. Даже обидное.
- Что же в вашей работе такого особенного?
- Баня — это творчество. А банных специалистов я сравниваю с великими дирижерами симфонии возрождения. Только вместо дирижерских палочек — веники, вместо оркестра — пар. У каждого мастера есть свои секреты: технические приемы, свой неповторимый стиль работы, свои методики. Человек приходит к нам уставший, со своими проблемами. А в нашей жизни все болезни от стрессов, от внутреннего состояния. Моя задача — снять этот стресс. Многие представляют нашу работу так: человек хлещет другого вениками. Это называется порка. А парка — дело аккуратное. Тело прогревается паром изнутри. Пар прогревает все косточки, связки, мышцы, костный мозг человека. При этом выходят все токсины, шлаки, и человек словно заново рождается.
- А все ведь привыкли пороть.
- Порка - метод общенародный, но непрофессиональный. От нее нет никакой пользы. У нас вообще утрачена банная культура как таковая, хотя сейчас она начинает возрождаться. Для многих современных людей баня — это пиво, обилие пара и «избиение» себя вениками до изнеможения. Это неправильно. Ощущения должны быть приятными и комфортными. И с алкоголем баня несовместима. И матерные слова в бане неприемлемы. Ведь баня должна нести прежде всего здоровье. Ты приходишь в баню с открытой душой, чистым сердцем, любовью и добром. Только в этом случае от бани ты получишь доброе здоровье.
- Получается, что баня – это работа даже больше с сознанием, чем с телом.
- Когда чистится организм, у человека появляется банная благодать. Если еще это происходит с внутренней молитвой, то сознание очищается. В жизни мы не всегда встречаем людей с добрыми помыслами. Более того, мы впитываем в себя все негативные эмоции, окружающие нас. От этого очищаются в храме на исповеди, причастии, у святых источников и опять же в бане. Всегда так было на Руси: парились с молитвой, а в предбаннике в красном углу располагалась икона.
Веник от всех болезней
- Топить бани по-черному - полезная традиция?
- «Баня по-черному» исконно русская традиция, но в Костроме таких бань нет. Хотя в деревнях еще остались. Это особые технологии строительства. Там нет дымохода. Дым валит прямо через баню, через парную, открываются все двери и окна. Сажа, которая остается, дает хороший антибактериальный эффект. Не зря на Руси в банях рожали - обеззараживаемость помещения была, как в операционной. Невесту, перед тем как отдать мужу, тоже проводили через баню. В бане по-черному особый колорит. Я считаю, это самая полезная баня.
- Ваш рабочий инструмент – веник. Вязать его тоже искусство?
- К этой процедуре мы относимся серьезно. Пробуем листок на вкус, не шершавый ли. Заготавливаем веники в экологически чистых местах, дремучих лесах далеко от дорог. Ближе к водоему, чтобы лист был мягкий, сладковатый. Веники у нас исцеляющие — листики забирают из человека все хвори и болезни. Запаривания веника нет, есть процедура подготовки. Иначе из березового веника получится березовый чай. Все вещества уйдут в воду, в венике ничего не останется. Ведь это живая субстанция. Если вы руку опустите в кипяток, что будет? Так же и с веником.
- Как вы стали банным пармейстером?
- Я в бане с детства. Мне всегда нравилось парить людей, делать русский мыльный массаж лыковым мочалом. Но образование получил экономическое, работал на разных управленческих должностях. Но потом, прислушавшись к своему сердцу, понял: надо заниматься любимым делом. К тому времени я был знаком с устройством знахарских бань в старообрядческих деревнях. Просто тогда занимался деревопереработкой и по работе на три года уехал на северо-восток области. Там и были эти знахарские бани. Хотя в это дело не посвящают посторонних людей, но меня приняли. Там меня научили видеть болезни и, главное, объяснили, что все надо делать с верой, любовью и добром. А потом закончил Международную школу SPA в Москве.
- Научили видеть болезни?
- В первые пять минут я уже могу диагностировать, какие у человека проблемы. Мои руки, мои пальцы чувствуют. Боженька дает мне силы все это видеть. С помощью бани раньше поднимали людей с очень тяжелыми болезнями. Все болезни на Руси лечили в бане. И мое личное убеждение — к бане нет противопоказаний. Конечно, все ведь индивидуально, и парка бывает разная. Спортсмена парят совершенно иначе, нежели беременную женщину или ребенка.
Не работа – практически спорт
- Правда, что баня дает еще и омолаживающий эффект?
- Для косметологии хорош березовый веник. Лиственный пилинг лица дает эффект омоложения. В процессе парки мы прогреваем костный мозг, а там находятся стволовые клетки, и именно они отвечают за молодость. Происходит регенерация всех органов. В бане открывается костное дыхание. Есть такая банная поговорка «Кости попаришь — тело поправишь».
- Чем баня отличается от сауны? Попотеть можно и там, и там.
- Сауна - это финская тема, коммерческая в основном. Финляндия, кстати, когда-то была губернией России, славянской территорией. И там были славянские каменные печи. А потом появились сауны, на поток поставили железные печки. Два-три часа для разогрева — это очень удобно. Но учеными уже доказано, что температурный режим финской сауны в сто градусов и влажность в пять-десять процентов приводят к раку легких. Комфортный для организма банный режим — это температура не больше 60-70 градусов при 57-58 процентах влажности.
- Сами-то любите в баньке попариться?
- Я напарился на десять-двадцать лет вперед. В таком режиме работы, как у нас, баня уже во вред организму идет. Мы, как металлурги. Из нас в бане выходит и все плохое (шлаки), и все хорошее (витамины). Диету приходится дополнять недостающими веществами. Вредных привычек у меня нет, занимаюсь спортом, уже девять лет окунаюсь в прорубь. И пока есть силы, работаю. Для сравнения: у спортсмена в момент пиковой нагрузки пульс 180 ударов в минуту, у нас - 200. Так что, как и профессиональным спортсменам, придется когда-то заканчивать.
- Вы в бане не только парите, но еще и строите их…
- Сейчас занимаюсь строительством рубленых домов и бань по традиционным технологиям XVI-XVII века. Это не коммерческий проект, а возрождение народных традиций и ремесел. Есть плотники, но их немного. Они работают топором и не берут в руки бензопилы. Это полностью ручной труд. В доме сразу делаем печь. Русскую печь с лежанкой, варочным шкафом, где можно готовить русские пироги, щи. У этих блюд особый вкус. Все плотники и печник у нас православные. А архитектор восстанавливала старообрядческие церкви и церкви, выполненные без единого гвоздя. Русскость — основная концепция всей моей работы. И в случае с банями, и в случае с домами.
Досье
lРодился в 1978 году в Костроме.
lС 1995 по 2005 год учился
в КГТУ на экономическом факультете (экономика и управление предприятиями), затем — на юридическом. Имеет опыт работы на руководящих должностях.
lС 2005 по 2010 год занимался деревообработкой и деревянным домостроительством.
lС 2010-го работает банным специалистом (пармейстером).
lОкончил Международную школу SPA в Москве. Получал знания в «знахарских» лечебных банях.
Людмила МАКСИМОВА. Фото Сергея Калинина и из архива Игоря Есипова