На грани вылета

 

Каждому гражданину, пересекающему государственную границу, приходится сталкиваться с пограничниками. Именно они защищают рубежи нашей Родины. В сознании обывателя граница - это далекая застава с полосатым столбом. Но в последнее время большинству наших соотечественников гораздо привычнее встретить пограничников в обычном аэропорту. На минувшей неделе мы отправились в «Домодедово», в гости к нашим землякам-костромичам, которые охраняют воздушную границу Родины.


Момент истины
Тем, кто ездил по туристической путевке за рубеж, знакома стандартная процедура перехода границы. Вдоль красной линии, которая, собственно, и является границей, установлено несколько десятков кабинок. В них пограничники–контролеры за пару минут не просто проверят документы пассажира, но и постараются определить, что у него за душой. Дело это не из легких. Контрабандисты, террористы и прочие преступники тщательно маскируются, чтобы скрыть свои истинные намерения.
По словам контролеров со стажем, у специалиста со временем появляется способность угадывать фальшь по взгляду, движению рук, позе. Прежде чем попасть на ответственный пост, пограничники проходят обучение. Им наглядно показывают, как отличить настоящий паспорт от поддельного, проводят занятия по психоанализу.
За смену каждый контролер проверяет по нескольку сотен человек. Самая большая нагрузка в праздничные дни и в сезон отпусков. Процедура стандартная. Пограничник подносит номер паспорта к специальному считывающему устройству, и на экране компьютера мгновенно появляется вся информация о пассажире. Затем контролер внимательно изучает паспорт на предмет подделки. Глаз у ребят наметан, фальшивку могут отличить с ходу.
Буквально за день до нашего приезда попался гражданин Бангладеш, он пытался вылететь в Киргизию по липовому паспорту. Бедняга ездил в Самару и по дороге потерял паспорт. Он не придумал ничего лучше, как купить поддельный документ у проходимцев за сто пятьдесят тысяч рублей.
Пограничник вправе не пропустить вас на рейс по целому ряду причин. Самая распространенная – вы попали в «черный список» службы судебных приставов как злостный неплательщик налогов, штрафов, алиментов и т.д. Кроме того, в информационную базу попадает информация и о тех, кто находится под подпиской о невыезде или имеет допуск к важным государственным секретам.
Большинство контролеров — девушки. Они, по словам заместителя начальника отряда пограничного контроля ФСБ России в аэропорту «Домодедово» полковника Алексея Демина, более усидчивы и внимательны. Младший сержант костромичка Татьяна Ланская уже полгода на границе. Она давно об этом мечтала, ведь госслужба прежде всего - стабильность, весьма приличная по костромским меркам зарплата и социальные гарантии.
- По истечении контракта, - рассказывает Татьяна, - хочу поступить в вуз, получить звание лейтенанта и остаться на границе. Трудновато, конечно, но служить можно. Тем более что с жильем проблем нет: на первых порах предоставляется общежитие, потом можно снять квартиру. Управление ФСБ компенсирует стоимость жилья в размере пятнадцати тысяч на сотрудника. Кроме того, каждому пограничнику предоставляется трехразовое бесплатное питание и доставка до места службы. Принимают в отряд пограничников молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет.

«Полевые» романтики
Пограничники, контролеры - это, так сказать, верхняя часть айсберга. Существует еще и скрытая от глаз пассажиров служба, называемая полевой. Задача ее сотрудников - встреча и досмотр прибывающих из-за рубежа самолетов и их экипажей, контроль за служащими аэропорта, которые имеют допуск в так называемую «чистую зону».
На встречу очередного борта из солнечной Антальи мы отправились в сопровождении еще одного костромича - прапорщика Кирилла Горбачева.
До посадки аэробуса оставалось время, и пограничники позволили нам, журналистам, полюбоваться потрясающими видами взлетов и посадок авиалайнеров. Вокруг кипела обычная работа. Механики готовили самолеты к вылету, рядом несуетливо выполняли свою работу техники, грузчики подво-
зили багаж и доставляли на борт питание. К прилетевшим лайнерам спешили автобусы, чтобы забрать пассажиров.
Но вот по рации сообщили, что наш борт уже сел. Бело-голубой «Эйрбас-320» важно и неторопливо завернул на стоянку. Сотрясая воздух гулом двигателей, он мягко качнул крыльями и остановился. Первым по трапу поднимается Кирилл. Несколько вопросов экипажу, все ли в порядке на борту, как вели себя пассажиры. Это не простое любопытство. Порой по, казалось бы, ничего не значащим признакам можно выявить преступника.
- Например, во время полета пассажир отказался от еды, - поясняет нам Кирилл. - Казалось бы, ерунда. Однако не исключено, что он перевозит наркотики в желудке. Правда, это касается рейсов из Средней Азии.
Переговорив с экипажем, он тщательно проверяет паспорта пилотов и стюардесс и дает разрешение на выход пассажирам. Как только последний из них покидает судно, пограничники приступают к проверке салона. На этот раз все в порядке, и мы отправляемся обратно, в здание аэропорта.
- Стать пограничником может любой желающий, - говорит полковник Алексей Демин, - главное, чтобы молодой человек или девушка обладали такими важными качествами, как ответственность, целеустремленность и способность быстро принимать решения. Ведь мы охраняем границу нашей Родины.

Алексей Воинов
Фото автора

Путешественнику на заметку

Партнеры