Нужны ли нам «Истоки»?

Вокруг этого предмета, появившегося в расписании костромских школ еще в 2005 году, в последнее время ломается много копий. Споры идут между родителями и учителями, между родителями и департаментом образования и науки. Так что же такое «Истоки» - попытка нравственного воспитания ребенка, пропаганда православия или пустая трата времени?

В середине мая в областном институте развития образования прошли общественно-педагогические  слушания  «Проблемы и перспективы духовно-нравственного образования в Костромской области». Тема достаточно широкая, но разговор зашел главным образом о преподавании предмета «Истоки». В дискуссии, которая продолжалась два часа, приняли участие педагоги, родители учащихся, депутаты, представители религиозных конфессий, ученые.

Интерес к уроку есть
Образовательная программа «Истоки» реализуется в Костромской области уже седьмой год. В ее рамках учащимся рассказывают о ценностях нашего народа,  его традициях, отечественной культуре. Анкетирование учащихся, родителей и педагогов  в 2012 году показало, что  86% учащихся предмет «Истоки» нравится, 73% родителей и 77% учителей подчеркнули заинтересованность детей в курсе «Истоки».
Такое соотношение проявилось и на слушаниях. Лишь в единичных выступлениях ставилась под сомнение необходимость предмета, призывы к замене его другими дисциплинами — математикой, физикой, иностранным языком. Вот что говорили родители.
Алексей Зябликов, отец третьеклассника: 
- Мой сын с интересом воспринимает этот предмет. Ведь все заповеди одинаковы во всех мировых религиях: не убий, не укради, уважай отца и мать и т.д.  Речь идет о милосердии, о сострадании, о семейных ценностях. Разве это не актуально? Вот учебник «Истоки» для 3-го класса. О ком там идёт речь? О Сергии Радонежском, Михаиле Кутузове, Ломоносове, о русских землепроходцах. Неужели этот разговор лишний сегодня для подрастающего поколения? Мы видим вокруг нравственное вырождение и культурное одичание. В этом главная опасность для страны. Государство почти полностью устранилось от решения этих задач. Вот семья пока есть. Церковь есть. Школа пока держится. И будет большой ошибкой, если мы исключим предмет «Истоки» из школьного преподавания. Разговор с подрастающим поколением о наших традициях, культурных ценностях, наших приоритетах очень нужен. Странно, что вообще идет полемика на эту тему. Другое дело, что преподавать этот предмет должны люди профессиональные, грамотные.
Татьяна Павлова, областное общественное движение «Родители за спасение детей»:
- Наша позиция — предмет «Истоки» должен быть. У меня самой дочь учится в пятом классе. «Истоки» у них преподавали, курс нравится и ей самой, и нашей семье. Ведь в школах много агрессии, поэтому духовно-нравственное воспитание необходимо. Дети нормально воспринимают рассказ об истории, святых, храмах.

Очень нужный разговор
А Светлана Гасанбекова, которая на слушания приехала из Шарьи, не согласна с тем, что предмет должен быть обязателен для всех школьников. Тем более что учебное заведение вправе самостоятельно решать – вводить в программу «Истоки» или отдать этот час, к примеру, под математику. Причем выбор должен делаться с учетом мнения родителей.
- Нравственностью детей надо заниматься в семье. А школа должна дать ребенку то образование, которое ему поможет в жизни, - считает Светлана Гасанбекова.
По мнению многих, «Истоки» - это главный элемент духовно-нравственного развития детей в сегодняшней школе. Дисциплина, дающая знания о культуре и истории родного края. Предмет, который учит уважению к традициям, любви и милосердию. И учить этому надо системно, начиная с начальных классов.
- Есть вызовы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, - сказала ректор областного института развития образования Елена Лушина. -  Это и кризис семьи, и кризис традиционной модели детства, и неопределенность будущего для наших детей, отсутствие каких-либо ограничений в доступе к информации. Тем важнее становятся для нас традиционные ценности — гражданственность, патриотизм, уважение к ближнему,  терпимость к людям других национальностей и вероисповеданий. В Костромской области мы занимаемся этой проблемой давно, с 2006 года, когда впервые в наших школах появился предмет «Истоки». На этом пути у нас есть достижения. Наш опыт оценен в России, к нам едут стажироваться учителя из многих российских регионов.
Завершая полемику, директор департамента образования Татьяна Быстрякова сказала:
- Разговор состоялся нужный и своевременный. Мы будем анализировать все предложения, а решения по усовершенствованию самого курса, подготовке педагогов и другим проблемам обязательно доведем до общественности.

На форумах жарко
Из стен института развития образования дискуссия перешла на костромские интернет-форумы. В нее включились новые участники. Под ником Tamara читаем: «Вчера мои семиклассники подводили итоги нашей работы за год, писали о своем отношении к «Истокам». И ни один не написал, что этот предмет их учит религии, все отметили, что узнали больше об истории своего края, что на этих уроках они учатся высказывать свое мнение, рассуждать». Бывший ученик или старшеклассник Паша TWEEK сообщает: «У нас на «Истоках» была очень хорошая учительница, и учила она нас не молитвы читать, как многие представляют, а прививала добрые качества, подкрепляя какими-либо примерами из истории, литературы».  Еще один форумчанин удивляется: «Чего такой шум поднялся? «Истоки» - новый патриотический предмет, полезный… Даже не верится, что есть родители, которые с пеной у рта доказывают его вред, как будто речь идет о наркоте или растлении. Их бы энергию да в мирное русло». Есть и противоположные мнения. Половину форума заполнила собой агрессивная Mama Chely. Она против предмета, мечет громы и молнии, собирает единомышленников. Что ж, ее право, в свободном обществе любой человек может свободно высказывать и отстаивать свою позицию.
Какой же вывод? Предмет «Истоки» - особый, и он необходим подрастающему поколению. Но преподавать его должны более профессионально, а для этого нужно подбирать качественные кадры. Это не закон Божий, а социокультурный курс, поэтому на уроках не должна происходить подмена нравственности сугубо религиозными понятиями. И следует помнить, что в 2010 году предмет признан факультативом, из чего следует, что у школьников и родителей есть право выбора.

Михаил СОКОЛОВ

Партнеры