Андрей Бычков: Что считать «роскошью»?

Сегодня «Северная правда» открывает новую газетную рубрику «Полит среда». В ней мы начинаем размещать материалы о встречах с лидерами общественного мнения, видными участниками общественных движений и политических партий, депутатами разного уровня, представителями органов исполнительной власти и бизнес-сообщества.
«Полит среда», как ее видим мы, - это деловой, предельно открытый и непринужденный разговор гостя рубрики с журналистами в общественной приемной «Северной правды». Здесь собеседнику могут быть заданы различные, порой неожиданные вопросы и поднят широкий круг тем и проблем, касающихся текущей политической ситуации, принятых управленческих решений и прогноза развития различных общественных событий.
Первым в «Полит среду» нашей газеты приглашен безусловный «патриарх» региональной политической жизни, председатель Костромской областной Думы Андрей Бычков.
Новый закон о партиях, акции оппозиции в Москве, выборы губернаторов, бизнес и политика, адекватность института сити-менеждеров, госдолг области и сокращение числа «мигалок» на служебных автомобилях. По всем озвученным в политповестке сегодняшнего дня вопросам у Андрея Ивановича свое мнение, которым он охотно поделился с читателями «Северной правды».

 

- Принято новое законодательство о партиях, которое открывает всем желающим путь в политику. На ваш взгляд, в этом больше плюсов или минусов?
- Неограниченное количество партий — это мы уже проходили в 1990-е годы. Прошло время, и многие из них перестали существовать. Думаю, что ситуация может повториться: одни партии смогут себя проявить, другие примкнут к более крупным, а третьи окажутся «пустышками». Так что время покажет. Минусов я в этом не вижу. А для демократического развития общества — только плюсы.
- А как вы отнеслись к акциям протеста в Москве?
- Отрицательно. В каком-то смысле это слабость власти. Кто протестовал? Вовсе не борцы — таких немного, а те, кому заплатили, обиженные, любители острых ощущений. Но это не значит, что надо применять к ним жесткие меры. Надо менять законодательство. Я в Париже наблюдал: там есть специально отведенные места, где можно выступить, высказаться. Все организованно и цивилизованно.
- Выборность губернаторов в России - это тоже развитие демократии или всего лишь уступка оппозиции?
- Думаю и то, и другое. Вопрос не в этом. Уже было время, когда мы выбирали губернаторов, и к власти порой приходили те, кто брал несбыточными обещаниями и подкупом избирателей. А механизма отзыва не существовало. Сегодня он есть. Есть и фильтры. Нашу область это в ближайшее время не коснется. Но в других регионах выборность губернаторов даст возможность проявиться местным элитам.
- Как воспринимаете тех, кто идет в политику из бизнеса?
- Эти люди переросли себя в бизнесе и, с одной стороны, хотят реализовать себя в политике, а с другой - ищут в ней защиту. Тот же Прохоров, как бы он ни нажил свой капитал, вполне может пробиться во власть. Но таковы реалии современной России.
- Еще одна новация последнего времени — сити-менеджеры. Как вы думаете, оправдывает ли себя этот институт?
- Могу привести в пример Костромской район, где главу муниципального образования избирали жители (он же возглавлял  собрание депутатов), а сити-менеджера назначали. Все равно все хозяйственные вопросы проходили через главу. В Костроме другая схема — главу администрации выбирали из числа депутатов. Но и этот опыт, как и в Шарье, не могу назвать удачным. Сити-менеджер в моем понимании это не только хозяйственник, но личность — человек, который при необходимости может наладить конструктивный диалог с депутатами, уметь спросить с них за результаты работы. Например, как они принимали дороги после ремонта? Я бы сейчас остановился на всенародной выборности глав администраций. Но при условии, что будет механизм их отзыва, в случае если они не справляются с обязанностями.
- Вопрос по поводу бюджета региона. Сегодня размер госдолга не обсуждает только ленивый.
- Мы в Думе еще в прошлом году говорили об ограничении внешних заимствований и снижении кредиторской задолженности. Доходную часть бюджета нам пополнять особо неоткуда. Торговля — это хорошо, но производства новые практически не открываются. Поэтому, чтобы не растить внутренний долг и не «перехватываться» по внешнему, мы сейчас,  к сожалению, вынуждены затормозить строительство и реконструкцию новых объектов, а сосредоточить внимание на объектах с высокой степенью готовности.
- И социальные обязательства?
- Это безусловно. Раз взяли — надо выполнять. Изменения возможны только по одному направлению: сделать социальную поддержку адресной, чего сегодня нет. Говорили еще про звание «Ветеран труда Костромской области». Но пока не будем это трогать.
- По поводу наполнения бюджета: сегодня стоит давать налоговые преференции бизнесу или лучше закрутить гайки?
- Нужен и кнут, и пряник. Когда предприятие встает на ноги, преференции — по налогу на землю, на имущество и др. - нужны. Но при этом ситуацию на предприятии надо отслеживать. С другой стороны, надо жестко следить за тем, чтобы работающий бизнес отчислял те налоги, которые должен отчислять.
- А налог на роскошь?
- Сначала мы должны решить, что считать роскошью. К тому же непонятно, как учитывать эту роскошь. Например, купил кто-то бриллианты. А где купил, кто знает? Значит, эти моменты надо учитывать, контролировать. Налог нужен, но вопрос по нему пока не проработан.
- Андрей Иванович, президент подписал указ о сокращении числа «мигалок». Вы, как руководитель заксобрания, тоже лишились спецсигнала.
- Решение президента не оспаривается. «Мигалкой» я пользовался в исключительно редких  случаях. Так что это ограничение для меня не актуально.


Алена АРСЕНЬЕВА

Партнеры