«Автономка», «бюджет» или «казенный дом»? - За гарантированное государством образование денег не возьмут

Образовательные учреждения Костромской области уже в новом учебном году чётко распределятся на три группы: казённые, бюджетные и автономные. Правда, распределятся они неравномерно: большинство из них будут государственными бюджетными учреждениями, автономной некоммерческой организацией станет только один лицей, а остальные образовательные учреждения станут именоваться казёнными.
Чем «первый раз в казённый класс» будет отличаться от «первого раза в автономный класс», «СП» рассказали привлечённые эксперты.

 

Марина Антонова, заместитель директора департамента образования и науки Костромской области:
- Образовательные учреждения нашей области в условиях действия нового закона начали работать с января этого года. Со своим новым статусом многие из них уже определились: большинство образовательных учреждений будут бюджетными, десять учреждений становятся казёнными. Лишь одно образовательное учреждение области станет автономной некоммерческой организацией, это лицей №20 города Костромы.
Мы ещё раз подчёркиваем: несмотря на эти организационные нововведения, школьное образование в нашей стране как было, так и останется бесплатным. Содержание образования, определённое государственным образовательным стандартом, финансируется и будет финансироваться из областного бюджета.
Если же родители захотят дать своему ребёнку знания сверх государственного стандарта, школа может заключить с ними договор на оказание платных образовательных услуг. Например, на изучение второго иностранного языка или, допустим, на посещение  занятий по шейпингу или бальным танцам.
Стоит пояснить разницу между различными видами образовательных учреждений. Автономное некоммерческое учреждение как раз то, которое уже сейчас располагает большим спектром платных образовательных услуг. Такое учреждение может заниматься, например, издательской деятельностью, если это, конечно, прописано в его уставе. Автономное некоммерческое учреждение, например, может сдавать в аренду спортзал или бассейн, но только для образовательных целей — для спортивных занятий. Формирование бюджета автономных учреждений зависит не только от государственного финансирования, но и в значительной степени от них самих.
Бюджетные учреждения кроме предоставления образовательных услуг, предусмотренных образовательным стандартом, тоже смогут оказывать и дополнительные платные услуги и привлекать средства спонсоров, но для них бюджетное финансирование продолжит играть первичную роль.
В казённых образовательных учреждениях, большинство из которых расположены в сельской местности, чаще всего платные образовательные услуги будут отсутствовать.  Однако они смогут получать материальную помощь от спонсоров. В этом случае деньги будут зачисляться сначала в бюджет, а потом переводиться в учреждение.

Олег Голованов, директор школы №4 города Костромы:
- Когда 83-й федеральный закон, преду-
сматривающий создание казённых, бюджетных и автономных учреждений, только начинал вступать в силу, сразу пошли разговоры: ну всё, школы теперь будут зарабатывать деньги, и всё образование станет платным. На самом деле это не так.
И родителям, и ученикам бояться абсолютно нечего. Всем известно, что ещё до принятия этого закона школы имели право предоставлять платные услуги. Например, за деньги готовить будущих первоклассников в так называемых «малышкиных школах», по желанию родителей преподавать некоторые предметы углублённо, изучать второй иностранный язык, проводить секции и кружки.
Причём цены на дополнительные образовательные услуги всегда согласовывались и согласуются с городской администрацией, департаментом образования и департаментом тарифной политики. Есть даже специальное постановление, в котором прописывается стоимость каждой такой услуги. В среднем это 100-220 рублей в месяц. Конечно, цена может расти, если, например, средняя зарплата в регионе возрастает.
Кстати, для школ доходы от платных образовательных услуг, безусловно, хорошее подспорье. Скажем, мы на средства, заработанные таким образом, в первом полугодии купили два новых комплекта мебели для начальных классов.
Теперь, по сути, просто-напросто расширяется спектр платных услуг, которые может оказывать школа. И это расширение никак не касается тех образовательных услуг, которые предоставлялись и будут предоставляться в рамках образовательного стандарта. Ещё одно изменение — школы становятся более самостоятельными в распределении бюджетных средств. Те суммы, которые к нам приходят из бюджета, мы теперь можем распределять сами, с учётом собственных потребностей.
Как руководитель, я прекрасно понимаю: в первую очередь я должен выдать зарплату учителям, накормить детей, оплатить коммунальные услуги. Ну а всё, что осталось, уже умело распределить, зная нужды школы в данный момент.
Конечно, директору в этом случае предоставляется определённая свобода. Но ведь каждый руководитель обязательно в начале учебного года выступает перед учителями и родителями с публичным отчётом, да и на сайте школы такие отчёты постоянно появляются. Кроме того, у нас в школе работает управляющий совет, который контролирует все финансовые и экономические вопросы. Так что принципы гласности и «прозрачности» соблюдаются безукоризненно.

 

Партнеры