Татьяна Ивановская:

P7 4


Фотография должна быть живой


  Статистика говорит, что сегодня в мире каждые две минуты делается больше фотографий, чем за весь XIX век. Тем ценнее талант мастера, способного запечатлеть момент так, чтобы он надолго остался в памяти. Можно ли научиться именно искусству фотографии? Об этом мы поговорили с Татьяной Ивановской, костромским фотографом.

 

Душа на фото


  - С чего началось ваше увлечение фотографией?


  - С декрета: он дал толчок к тому, чтобы я занялась тем, к чему больше тяготею - к творчеству. До того времени моя профессия - графический дизайнер хоть и отвечала понятию творческой, но все же не открывала во мне то, что открыла фотография. Эта сфера всегда была мне интересна, я просматривала работы именитых мастеров, бывала на выставках, что-то пыталась снять своей «мыльницей». Поэтому, увидев объявление о том, что в одной из костромских студий существует фотошкола, решила: пора хоть немного узнать о том, как это делается, и проверить, может быть, и сама могу снимать. Оказалось, что могу и хочу, поэтому пошла на более продвинутый курс, и вот тут меня затянуло. Несколько фотокурсов, мастер-классов – и это только начало. Чем больше я узнаю фотографию, тем больше понимаю, что толком еще ничего не знаю и как много предстоит освоить впереди.


  - Некоторые считают, что для того, чтобы стать фотографом, нужно всего лишь купить технику?


  - Чтобы получился хороший результат, все с точностью до наоборот. Лучше какое-то время попользоваться простой моделью с ручными настройками, чтобы понять, нужно ли вообще снимать, и если да, то какую технику дальше использовать. Так было и у меня, я записалась на курс, не имея фотоаппарата.


  - Как же осваивали искусство фотографии без техники?


  - Брала фотоаппарат взаймы - простую недорогую модель. Свой я начала выбирать уже по окончании курса, исходя из небольшого, но уже понимания той картинки, которую хотела бы видеть в результате. Но опять же без совета преподавателя не обошлось.


  - Что помогает вам в развитии, что вдохновляет?


  - Немало плюсов дало мне образование по специальности «Архитектура», часы практики по академическому рисунку и дальнейшая профессия дизайнера. Такие вещи, как композиция, колористика, светотеневой рисунок, уже были интуитивно понятны. Потому мне так важно было изучить техническую часть. На творчество меня очень вдохновляют любимая музыка, качественное кино и люди с
«изюминкой», интересным внутренним миром, увлеченные свои делом.


  - Помните свой первый кадр, после которого вы поняли, что фотография — ваше призвание?


  - Это был портретный снимок, тогда я поняла, что именно этот жанр меня вдохновляет. Мне интересен человек, его взгляд, душа.


Раскрыться в кадре


  - Вы говорили о том, что продолжаете учиться. Хотя уже занимаетесь съемкой профессионально.


  - Я считаю, что учиться необходимо. Даже обладая способностями и техникой, можно оставаться на том же уровне. Фотография должна быть осознанной, а не случайной.


  - Но сейчас же есть множество онлайн-курсов. Можно учиться, не выходя из дома...


  - Можно, но, признаюсь честно, организовать себя и выделить время на домашнее обучение мне сложно. Если и получается, то не в том объеме, тем более что технические моменты гуманитарию освоить гораздо проще со специалистами своего дела. Потому для таких, как я, посещать фотошколы, работать с преподавателями – это лучшее решение.


  - Сегодня большинство снимков делается даже не на фотоаппарат, а на камеры мобильных телефонов. Это тоже искусство?


  - Мобильная фотография имеет место быть. Сейчас технологии развиваются, камеры телефона имеют все большие технические возможности. Даже есть ряд фотографов, зарабатывающих на мобильной фотографии, но делают они это так же осознанно, обладая страстью именно к мобилографии.


  - Теряется ли ценность работы, когда ее слишком «фотошопят», обрабатывают на компьютере?


  - Конечно, ведь «Фотошоп» – это инструмент для ретуши, а не изменения фотографии. Я не беру в расчет направление художественной фотографии, где, допустим, есть адаптация под какую-то историю, хотя и в этом случае большая часть реквизита и фона создаются вживую. Отличный пример - проект Энни Лейбовиц «Год миллиона грез». Она выбрала классические диснеевские сказки и по их мотивам создала серию фотографий с участием звезд Голливуда. Но самое главное - даже в таких случаях никак не искажается личность и особенности человека. С помощью «Фотошопа» фотография только корректируется, дополняется и, если это нужно - усиливается образ, идея. Обработка должна быть частью фотографии, то есть мы должны начать в нее верить, даже если на ней изображена сказочная история.


  - Можете ли сказать, что у вас есть уже свой творческий почерк? Как могли бы его охарактеризовать?


  - Наверное, уже можно так сказать. Для меня важна работа с человеком, его раскрепощение, отражение характера, фото должно быть живым и эмоциональным. А дальнейшее зависит еще и от задумки - иногда подача совсем легкая, воздушная, а иногда достаточно дерзкая.


  - Вы любого человека можете заставить раскрыться?


  - Стараюсь это делать, даже при очень короткой по времени съемке. Недавний опыт съемки большого количества детей в режиме нон-стоп в рамках коммерческого фотопроекта показал, что это возможно. Также хороший тренажер - съемка свадьбы. Не постараешься поработать с людьми индивидуально - те снимки, которые делаются постановочно, попросту выйдут безжизненными.


  - Как вы думаете, существует ли в природе такое понятие, как фотогеничность?


  - Существует, конечно, такое явление, когда один человек получается лучше на фотографиях, чем в жизни, другой, наоборот, в жизни выглядит лучше (тут имеется в виду исходное фото, без обработки). Но как таковой фотогеничности, на мой взгляд, нет, к любому человеку можно найти свой подход и сфотографировать его хорошо.

 

Дети, кошки и ЧП


  - Что вам сказали родные и близкие, когда вы выбрали фотографию своей профессией?


  - Меня поддержали, как ни странно, хотя родные всегда хотели для меня «серьезную» профессию. Поначалу это воспринималось как хобби, но со временем стало понятно, что я настроена серьезно.


  - Сколько длилась ваша самая долгая съемка?


  - Десять часов. Это была свадебная съемка, но, естественно, чистого времени съемки меньше, это общее время нахождения фотографа на подобного рода мероприятиях.


  - А если вспомнить самую непростую съемку?


  - Это была недавняя семейная съемка: мамы с папой, двоих детей, двух кошек и двух котят. Казалось бы, ничто не предвещало беды (смеется). Но дети и кошки бегали в разных направлениях, падали и незапланированно оказывались посреди кадра различные предметы. Дополнялось все это «прекрасной» какофонией звуков. Затем, незаметно для меня и родителей, дети забрались в подсобку, сломав и раскидав часть реквизита, а в довершение папа, посмотрев на все это, заявил: «Хочу домой!». Но при всем этом фотографии получились отличными.


  - Какой была самая необычная локация для съемок?


  - Крыша девятиэтажки. Чтобы попасть туда, пришлось лезть через небольшое окошко. А я была в положении.


  - Все чаще мамы в декрете находят себе новое увлечение. Малыш вдохновляет на это?


  - Вдохновляет само состояние. Хочется чего-то нового, позитивного, творческого.


  - Есть ли у вас проекты, которые хотелось воплотить в жизнь?


  - Конечно, есть. Наверное, у каждого фотографа есть папочка с идеями, которые хочется воплотить. И в перерыве между коммерческими съемками или в их рамках мне это постепенно удается.

 

Партнеры