Анжелика Соколова:

7

 

Нет таких денег, которых стоила бы жизнь ребенка

 

Обеспечение безопасности детей на дороге является одним из приоритетов в работе ГИБДД. Начальник отдела организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД УМВД России по Костромской области Анжелика Соколова по праву считается одним из ведущих специалистов в этой области. Во многом благодаря именно ей дети на дорогах нашего региона могут чувствовать себя спокойно.

 

Досье

Анжелика Соколова, подполковник полиции В ГИБДД с 1998 года.
Окончила Казанский государственный университет по специальности «История».
Также имеет высшее юридическое образование.

 

Цель - закончить год без потерь


- Анжелика Викторовна, как сегодня обстоят дела с детским травматизмом на дорогах области?
- В целом ситуация стабильная и, я бы сказала, контролируемая. Когда я в 1998 году пришла в Госавтоинспекцию, у нас за год регистрировалось около ста десяти аварий с участием детей, сегодня - около семидесяти-восьмидесяти и это при том, что количество машин значительно увеличилось. Тогда ежегодно на дорогах погибали от восьми до тринадцати детей. Сейчас ситуация кардинально другая. В прошлом году у нас погиб один ребенок. Но я хочу, чтобы пришло время и можно было сказать: «Закончился год, и мы не потеряли ни одного малыша».


Стабилизации обстановки на дороге во многом способствуют изменения законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Кроме того, сегодня с ребятами и родителями проводится большая профилактическая работа. Менталитет людей в сфере безопасности дорожного движения поменялся.


- В чем именно произошли изменения?
- В девяностые годы не пропустить пешехода на переходе, перевезти ребенка без специального детского удерживающего устройства считалось правилом. Так делали почти все, и пристегнутый ребенок скорее вызывал недоумение, а не понимание.


Когда спрашивают, учили ли меня правилам дорожного движения, я честно отвечаю: помню, как к нам в школу пришел инспектор ГАИ, развесил на доске плакаты с дорожными знаками, сбивчиво рассказал об их назначении. Мы, естественно, ничего не запомнили. На этом наше обучение правилам дорожного движения закончилось. Логичным следствием стало то, что в детстве я сама попала в ДТП, причина - не знала, как нужно мне, городскому ребенку, вести себя на автотрассе.

 

Я занималась лыжами на загородной базе и вечером, возвращаясь с тренировки, мучилась вопросом, по какой стороне дороги правильно идти: навстречу движению транспорта или в попутном направлении. Кроме того, сыграл свою роль фактор, что ребенок «слышит» дорогу не так, как взрослый. В результате я не смогла сориентироваться на проезжей части, и проезжающий мимо автобус ПАЗ задел меня левым бортом по касательной. Я буквально улетела в кювет, получила травмы.

Времени прошло много, но я очень ярко помню все детали происшествия, поэтому, работая с детьми, хорошо понимаю, на чем необходимо акцентировать их внимание. Обязательно стараюсь подчеркнуть отличие между городской улицей и загородной дорогой. Ребенок должен понимать: обочина гораздо опаснее тротуара.


Я говорю родителям: «Вы можете не научить ребенка математике, ваш ребенок может плохо сдать ЕГЭ, но он в любом случае будет живой и здоровый, а если вы не научите ребенка правильно вести себя на дороге, ему может не понадобится ни математика, ни ЕГЭ».

 

Воспитывать детей должны родители


- Кто должен в первую очередь заниматься просвещением ребенка в плане безопасности на дороге: школа, родители, ГИБДД?
- Безусловно, родители. Именно они отвечают за его жизнь и здоровье. Никто другой не будет любить ребенка так, как его собственные папа и мама. У меня есть хороший знакомый, он ездил в США и попал на мероприятие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Там выступали общественники, психологи, уважаемые люди штата.

 

Он поинтересовался, почему нет сотрудников полиции, учителей из школы. На что получил вполне логичный ответ: задача полиции – раскрывать преступления, учителей - давать образование, воспитывать детей должны родители.
Если говорить о качестве обучения основам безопасности, то вот здесь на первый план выходят ведомства и организации. Родители - не специалисты, задача ГИБДД и преподавателей школы - работать с ними.


Важно сделать так, чтобы у ребенка не появилось отвращения к обучению, ему должно быть интересно. Сейчас мы большое внимание уделяем светоотражающим элементам. Я уверена, маленький фликер способен спасти жизнь на дороге.


- Я сам водитель и замечаю, что все больше и больше людей и особенно детей пользуются светооотражающими элементами.
- Помню, водитель мне рассказывал историю. Едет он ночью по трассе и вдруг видит, как впереди мелькают огоньки. Оказалось, что у возвращавшегося с дискотеки парня на кроссовках стояли фликеры. Если бы их не было, молодой человек мог погибнуть.


Цена этой игрушки по сравнению с жизнью ребенка смехотворна. Но очень сложно сделать так, чтобы дети сами захотели носить светоотражающие элементы, поэтому мы и позиционируем их как модные аксессуары. Сейчас ряд фабрик выпускают одежду с такими элементами. Однако я убеждена, что любая мама и сама в состоянии сделать одежду с использованием светоотражающих элементов для ребенка настоящим шедевром.

 

Хороший водитель видит ребенка из-за угла


- Сегодня я лично стал свидетелем, как водители не пропускали ребенка на пешеходном переходе. Выходит, еще не всех перевоспитали?
- Движение детей по пешеходным переходам - проблема номер один. Сейчас здесь стоит чужой ребенок, завтра встанет ваш. Дети не самоубийцы, они не собираются бросаться под колеса, естественно, они ждут, когда водители остановятся и пропустят их. Когда спрашиваешь водителя, почему он не пропустил ребенка на переходе, многие отвечают: «Я думал, он не пойдет». Звучит по-детски. Взрослый человек обязан просчитывать ситуацию. Наш бывший начальник Александр Исаченко говорил: «Хороший водитель видит ребенка из-за угла».


- Какие еще факторы, помимо воспитания и обучения, влияют на детский травматизм на дороге?
- Большую роль играет сезонность. Мы уделяем особенное внимание детям-пассажирам именно в дни детских каникул. Имеет значение и погода, в дождь дети сидят дома, а когда на улице солнышко, идут гулять, соответственно, риск попасть в ДТП увеличивается. Очень опасны май, начало июня.

 

Правильно оценить степень опасности


- Недавно во многом благодаря лично вам Костромская область стала обладателем «Мобильного городка». Зачем он нам, если в регионе с безопасностью детей дела обстоят удовлетворительно?
- Я очень хотела, чтобы у нас появился этот городок. Строить стационарный затратно, да и, учитывая протяженность нашей области, не совсем эффективно. У нас есть учреждение дополнительного образования, которое готово работать с детьми, у нас есть педагоги, база. Отсутствие ДТП – категория переменчивая, детей учить надо. Имеется график использования «Мобильного городка», с 1 июня он задействован в пришкольных лагерях.


- В период летних отпусков люди нередко едут на отдых на машинах, берут с собой детей. Насколько сегодня актуальна проблема использования детских автокресел и других удерживающих устройств?
- Эта проблема всегда актуальна, хотя сегодня абсолютное большинство родителей пользуются удерживающими устройствами. Были случаи, когда автомобиль в момент аварии получал сильнейшие повреждения, а пассажиры - серьезные травмы. Но ребенок, находившийся в детском кресле, оставался абсолютно невредимым.

 

У меня недавно родилась внучка, мы перевозим ее только в автолюльке. И впоследствии я обязательно куплю качественное, хорошее кресло, которое защищает голову ребенка не только сзади, но и с боков. При ударе сбоку ребенок может стукнуться о стойку. Нет таких денег, которых стоила бы жизнь ребенка.


- А можно ставить кресло на переднее сиденье?
- Можно, необходимо отключить подушку безопасности. Но мы категорически не рекомендуем перевозить детей на переднем сиденье. Практика показывает, что в первую очередь страдает пассажир, который находится рядом с водителем.


- На улице тепло, и с каждым днем на дорогах становится все больше велосипедов и мопедов, за рулем которых находятся дети.
- Ребенок говорит: «Я хочу». Но родители должны оценить степень опасности и сказать, что можно, а что нельзя. Если есть большой двор, хорошая детская площадка, велосипед приобрести стоит. Если двор заставлен машинами, опасно, то сначала следует определиться и показать ребенку место, где он сможет безопасно кататься, а потом покупать велосипед.


Сегодня перехожу по пешеходному переходу, рядом мама с ребенком, малыш на велосипеде. К переходу приближаются автомобили, и один из них оказывается в слепой зоне. Вижу, что ребенок может оказаться под колесами. Я машинально говорю: «Нельзя на велосипеде». Ребенок остановился, а мама не оценила опасность ситуации. Это сегодня проблема. Дети, выезжая на велосипедах на пешеходный переход, думают, что они в безопасности, не понимая, что скорости человека и велосипеда разные.


Недавно купила книжку «Правила дорожного движения», стоит копейки. Подарите ее вместе с велосипедом ребенку и вместе изучите нужную главу от А до Я. Помните, ребенок до 14 лет не имеет права ездить по проезжей части. Многие не знают, что и по тротуарам иногда ездить запрещено.


Что касается приобретения скутеров детям, я совершенно не понимаю в этом случае логики действий родителей. Ведь никто не дарит ребенку гранату только потому, что он ее хочет. Это тоже самое. Некоторые родители даже забывают купить шлем и понятия не имеют, что для управления скутером нужно водительское удостоверение. Однако следует учитывать, что не только за штраф, но и за жизнь и здоровье ребенка расплачиваться придется прежде всего родителям.


Алексей ВОИНОВ

Фото Сергея Калинина

Партнеры