Не вся посуда бьется к счастью,

23

или Когда в порче товара виноват покупатель?

 

Шопинг не всегда приносит удовольствие. Поторопился, засмотрелся, заговорился по телефону, поскользнулся, задел нечаянно полку и... вот уже что-то стеклянное разбивается о пол. Ситуации, когда из-за неосторожности или по какой-то другой причине покупатели портят еще не купленный товар, не редкость. И зачастую за малейшее повреждение магазин требует с них по полной программе. А правомерно ли это? Разберемся сегодня.

 

Должен ли покупатель платить за товар, который он случайно испортил в магазине?
Если вы случайно повредили товар, не спешите его оплачивать. Согласно Гражданскому кодексу РФ «риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник». Норма закона определяет случайную гибель товара как ту, что произошла в результате случая, итог которого нельзя было заранее предугадать и предотвратить. Такой риск переходит на покупателя с момента, когда «продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю». Таким образом, до момента получения от продавца чека собственником товара будет считаться магазин, и именно он будет отвечать за риск случайной гибели товара. Товар становится собственностью покупателя только после оплаты.


Но необходимо различать случайную гибель и гибель товара, произошедшую по вине покупателя. Статья 1064 ГК РФ определяет, что «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».

 

В каких ситуациях магазин вправе обвинить покупателя?
• Если он испортил товар специально. Например, кинул шампанское в витрину, и это зафиксировали камеры видеонаблюдения.
• Если покупатель находился в состоянии алкогольного опьянения.

 

Когда виноват магазин?
Например, в случае, если пол был мокрый, вы поскользнулись и во время падения зацепили рукой или корзиной товар, стоящий на полке. В такой ситуации с вас полностью снимается ответственность за порчу имущества магазина. Так как именно его сотрудники виноваты в том, что пол был мокрый, а мокрый проход был открыт для посетителей.

 

Есть ли единые стандарты, указывающие магазинам нормы расстановки товаров и стеллажей?
С 1 января 2011 года действует «ГОСТ Р 51773-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли». Согласно ему, минимальные площади отдельных помещений для оказания услуг торговли устанавливает самостоятельно администрация предприятий торговли. Однако при этом ширина проходов между оборудованием в торговом зале должна обеспечивать покупателям удобство выбора и приобретения товаров.

 

Что делать, если вас не выпускают, пока вы не оплатите испорченный товар?
Необходимо потребовать администрацию магазина и объяснить им суть произошедшего. Если они не согласятся с вами, требуйте вызвать сотрудников полиции для составления протокола. После прибытия органов правопорядка вы вправе написать жалобу в Роспотребнадзор на магазин в целом и жалобу на конкретных лиц.

 

Нужно ли показывать охране магазина паспорт?
Не следует положительно реагировать на просьбы сотрудников и охранников супермаркета о предоставлении паспорта или других документов, подтверждающих вашу личность, так как это противозаконно. Свой паспорт вы можете показывать только сотрудникам правоохранительных органов при составлении протокола.


Переписывая ваши паспортные данные или сканируя ваш паспорт, охранник нарушает ФЗ «О персональных данных», в соответствии с которым при сборе данных должно быть получено согласие лица на обработку этих данных (с указанием сроков обработки, порядка обработки и так далее).

 

Важно!  Предъявлять паспорт или нет – ваше право.

 

Анастасия СОКОВА,
юрист МБУ «Городская служба контроля качества потребительских товаров и услуг»:
- Взыскать стоимость разбитого товара магазин может с покупателя либо в добровольном порядке, либо в судебном. Если покупатель считает, что он виноват в порче товара, то может возместить ущерб добровольно. Заставить его возместить ущерб администрация магазина не вправе. Подобное давление на покупателя недопустимо, особенно если оно выражается в угрозах применения силы, грубости и оскорблении. Такие действия могут быть расценены как превышение полномочий, оскорбление и вымогательство.


Покупатель должен в корректной форме объяснить администрации магазина свои доводы, принять участие в составлении акта или протокола. Это необходимо сделать, потому что если вдруг администрация магазина решит обратиться в суд за возмещением ущерба, то эти документы будут являться доказательствами. И если в них будут занесены сведения не в пользу покупателя (только позиция администрации магазина), то доказать свою невиновность в суде будет сложно.


Если покупатель не признает свою вину и отказывается возмещать ущерб разбитого товара, администрация магазина может взыскать стоимость испорченного товара только в судебном порядке.

 

Партнеры