Две стороны

24

одной беды

 

Сегодня проблема взаимоотношений водителя и пешехода актуальна как никогда. До тех пор, пока и тот, и другой не научатся уважать друг друга и строго выполнять правила дорожного движения, трагедии на наших дорогах будут продолжаться.     

 

В нашем обществе существует стереотип, что в отношениях водитель-пешеход вина, если случился наезд, априори лежит на том, кто находился за рулем. С точки зрения закона, пожалуй, так оно и есть, поскольку автомобиль является средством повышенной опасности, и водитель обязан каждую секунду быть предельно внимательным и осторожным. Но ответственность перед самим собой за собственную безопасность никто с человека снять не в состоянии.
В Костромской области сложилась уникальная и внушающая оптимизм ситуация. Удивительно, но взрослым пример показывают дети. Сегодня на улицах города нередко можно увидеть ребенка с поднятой вверх рукой, показывающего водителям, что он готов перейти дорогу по пешеходному переходу.
Благодаря постоянной работе службы ГИБДД  абсолютное большинство детей в области имеют на одежде или школьных рюкзаках и портфелях светоотражающие элементы. Интересно, что следуют этому примеру и взрослые. Мне приходилось видеть, как некоторые женщины завязывают на сумочке светоотражающую ленту. Казалось бы, пустяк, но зачастую именно он способен сохранить жизнь и здоровье своему обладателю.  

 

Только  бы он успел затормозить
Шестнадцатилетняя Маша возвращалась домой после репетиции из Дворца творчества юных.  Поздняя осень, половина десятого вечера, перекресток улиц Советская и Подлипаева в Костроме. На светофоре загорелся зеленый, подруги вдруг притормозили, и она оказалась на пару метров впереди. Откуда появилась «Волга», девушка понять не успела, все произошло в доли секунды.
Как выяснилось позже, водитель в этот вечер решил после работы заняться извозом и к тому времени успел изрядно устать. Мужчина ехал из-за Волги, вез женщину. И уже почти завершил поворот с Подлипаева на Советскую, как вдруг...
«Первая мысль, которая пришла в голову, причем очень быстро, - вспоминает Мария, - мои ноги под колесами, только  бы он успел затормозить».  Он успел, но одна нога оказалась зажатой. И она не могла ее вытащить. К счастью, водитель сразу все понял,  и аккуратно сдал назад.
Маша находилась в шоковом состоянии, но тем не менее у нее хватило сил попросить девочек, чтобы они отправились с ней и сообщили о случившемся родителям. Водитель вызвался довезти ее дома, благо, что было совсем недалеко. Мужчина помог ей дойти до лифта. «Я начала приходить в себя, - рассказывает пострадавшая. - И поняла, что мне противно его прикосновение, его присутствие рядом. Почему? Не знаю, трудно объяснить. Реакция родителей - шок».
Папа с мамой тут же повезли ее в травму - на бедре отпечаток фары, все вокруг превратилось в один огромный, сплошной синяк. После обследования врачи сказали, что в бедре трещина и придется какое-то время находиться в гипсе.
Потом он, водитель «Волги», приезжал, каялся, извинялся. Мол, устал, торопился, не заметил. «Понимаете, ребенок не представляет, что жизнь имеет финал, он уверен, что любовь родных и детство будут продолжаться вечно, - говорит Мария, - я тоже так думала, но все переменилось в один момент. Я стала бояться всего, спускаюсь по лестнице, в голове мысль, а вдруг упаду и разобьюсь, и все в таком духе».

 

В результате стал инвалидом
Этот зимний вечер для Андрея, предпринимателя из Костромы, ничем не отличался от предыдущих. Они с приятелем, как обычно, отпустили по домам рабочих, проверили, все ли оборудование в небольшом мебельном цехе выключено, спланировали завтрашний день и поехали домой.
На улице шел сильный снег, от деревни, где располагалась производственная база, до города не больше получаса езды. Прогрелся «Фольксваген» быстро, когда выехали на дорогу, и водитель, и пассажир удивились - под колесами сплошная каша, перемешанная с грязью, впереди плотная снежная стена. Передвигались не спеша, стрелка спидометра гуляла между отметками сорок и шестьдесят километров в час.
Вдруг слева мелькнуло что-то темное и большое. Водитель инстинктивно нажал на тормоз и попытался рвануть руль вправо, но поздно, сильный удар сотряс автомобиль. Оба выскочили в темноту, рядом с машиной, раскинув руки, лежала женщина. Как она оказалась ночью посреди пустой дороги, вдали от города, можно было только гадать. Признаков жизни пострадавшая не подавала. Что делать? Вызывать «скорую»? Но когда она приедет, может, счет идет на минуты. Не долго думая, водитель и пассажир уложили девушку в машину и направились в ближайшую больницу. Увы, чуда не произошло, врач проверил пульс и сообщил, что несчастная мертва.
Как выяснилось, причиной гибели женщины стал удар виском об угол возле фары, смерть наступила мгновенно. Позднее кто-то из ее знакомых рассказал, что в тот вечер она повздорила с мужем и решила уйти в соседнюю деревню к родителям, но почему несчастная оказалась не на обочине, а прямо посреди дороги, так никто и не узнал.
Был суд, водителя приговорили к условному сроку. А спустя несколько месяцев у тридцатилетнего и, казалось бы, абсолютно здорового человека случился инсульт, в результате он стал инвалидом.

Алексей ВОИНОВ
Фото Сергея Калинина

 

Сергей Добряков, заместитель начальника ГУОБДД МВД России:
- Сегодня основным нарушением на дорогах является переход вне пешеходного перехода, даже если он находится рядом, люди зачастую игнорируют его. Нередко не хотят спускаться в подземный переход или внезапно выходят на дорогу из-за припаркованных машин. В итоге получается, что пешеходы даже добросовестному водителю не оставляют шансов избежать аварии.

Александр Балакин, инспектор для выезда на ДТП отдельного батальона ДПС УМВД России по Костромской области:
- Сотрудники ГИБДД не выполняют функцию дамоклова меча или совести гражданина, отнюдь. Мы пытаемся привить правовую культуру, правовое сознание. То есть человек должен выполнять правила не потому, что рядом я, инспектор ГИБДД, а ради собственной безопасности. Уровень правовой культуры сейчас выше, чем десятилетие назад. Права граждане знают, а с обязанностями пока проблемы. Нельзя страхом и увеличением штрафа заставить человека выполнять требования правил.
Люди должны думать о последствиях. Самое тяжелое в нашей работе, если  случилась беда, - видеть реакцию родственников. Железа и пластика на наш век хватит, а жизнь и здоровье не вернешь.

Дмитрий Вадюнин, инспектор для выезда на ДТП отдельного батальона ДПС УМВД России по Костромской области:
- Глупо рассчитывать, находясь  на дороге, что кто-то будет думать о твоей безопасности. Типичный пример - улица Ивана Сусанина в Костроме, дом №54, сколько на этом переходе погибло пешеходов. В итоге поставили светофорный объект, ограждения и наезды на пешеходов там по большому счету прекратились. И все равно находятся те, кто  идет вне перехода, привлекаем, но возле каждого инспектора не поставишь.
Я отец троих детей. Хотя бы пятнадцать минут удели своему ребенку, объясни ему правила поведения на дороге, пройди путь от дома до школы.

 

Статистика:

ДТП по вине пешеходов  
2006 год - 300,
2016 - 53.

ДТП с участием пешеходов
2015 год  - 199,
2016 - 175.

 

Что делать, если беда все же случилась:
Во-первых, не впадать в истерику. Необходимо выставить знак аварийной остановки. Оказать первую помощь пострадавшему, сообщить в ГИБДД, вызвать “скорую”, обратиться к свидетелям. Передвигать машину ни в коем случае нельзя.

 

Партнеры