Загоняем правду в угол,

 

23

или Зачем магазину и покупателю нужны информационные стенды?

Потребитель пусть и не всегда прав, но знать все и даже больше о товаре и месте, где его продают, он имеет законное право. И если клиента о чем-то не предупредили, это  не его проблема, а владельца организации. В спорной ситуации на помощь обеим сторонам приходит всем известный «уголок потребителя», который обязан оборудовать каждый предприниматель. Давайте разберемся, что это такое, зачем его оформляют и чем он может быть полезен.

 

На каких предприятиях обязательно должен быть уголок потребителя?
Такой информационный стенд обязаны иметь предприниматели (индивидуальные или коллективные), которые взяли на себя обязанность по предоставлению услуг населению. Фактически это все магазины, прачечные, кафе и так далее, т. е. все те места, куда люди обращаются за товарами или какой-то помощью. По усмотрению предпринимателя стенд можно назвать как угодно, главное, чтобы он содержал необходимые данные, при этом информация должна быть размещена доступно для клиентов.

 

Какими документами оснащается «уголок потребителя»?
 Информация об изготовителе (исполнителе, продавце);
 информация о государственной регистрации изготовителя (исполнителя, продавца) и наименовании зарегистрировавшего органа;
 информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца);
 номер лицензии, срок ее действия, информация об органе, выдавшем лицензию;
 номер свидетельства о государственной аккредитации, срок его действия, информация об органе, выдавшем свидетельство;
 нормативные акты в области защиты прав потребителей: закон «О защите прав потребителей» и «Правила продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55».

 

Важно! При торговле во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца, оснащение информационного стенда тоже необходимо.

 

Важно! Так как услуги бывают разными, наполнение уголка может варьироваться. Например, магазин и парикмахерская собирают отличающуюся по содержанию информацию в свой уголок потребителя.

 

Обратите внимание! Создавать «уголок потребителя» не требуется при разносной торговле. В этом случае представитель продавца должен иметь личную карточку с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества, а также сведений о продавце. Личная карточка должна быть заверена подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца.

 

Важно! На стенде обязательно должна присутствовать книга отзывов и предложений, а также измерительное оборудование для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара.

 

Что делать, если «уголок потребителя» в магазине или общепите отсутствует?
Вы имеет право:
1) потребовать от изготовителя (исполнителя, продавца) оборудовать «уголок потребителя»;
2) обратиться с жалобой в региональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или в органы прокуратуры.

 

Важно!  Если информационный стенд отсутствует в местах продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для компьютеров и баз данных, оружия и патронов к нему, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе, можно обратиться в органы внутренних дел (полицию).

 

3) подать жалобу в общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы), органы местного самоуправления, которые вправе обратиться в суд с иском в защиту прав потребителя об обязании изготовителя (исполнителя, продавца) оборудовать «уголок потребителя».

 

Обратите внимание!  Владельцам коммерческих организаций не стоит экономить на установке «уголка потребителя», ведь отсутствие данного элемента может насторожить посетителей и явно не понравиться контролирующим органам. За непредоставление информации вниманию покупателей на предпринимателей и организации согласно Кодексу об административных правонарушениях налагаются штрафные санкции.

 

Олеся Шаманова, ведущий юрист МБУ «Городская служба контроля качества потребительских товаров и услуг»:
- Если магазин или другая организация, работающая в сфере торговли и оказания услуг населению, не имеет информационного стенда, вы также имеет право самостоятельно обратиться в суд с исковым требованием к изготовителю (исполнителю, продавцу) оборудовать «уголок потребителя». Однако в этом случае для оформления и обоснования исковых требований вам может потребоваться квалифицированная юридическая помощь, поэтому рекомендуем соотнести ваши возможные судебные издержки с потенциальными выгодами от разрешения такого спора в вашу пользу.

Партнеры