Елена Лебедева:

 

7 1

Люблю писать пейзажи и людей

Костромичка Елена Лебедева - мастер на все руки: художник, дизайнер, преподаватель. Но главное ее увлечение помимо живописи и искусства - дети. Почти все свое не только рабочее, но и свободное время она отдает любимому делу - рисованию и общению с учениками.

 

Пять замечательных лет
- Елена, откуда что взялось, как вы обнаружили в себе склонность к изобразительному искусству?
- За это нужно сказать спасибо родителям, это они заложили в меня интерес к рисованию. Я с четырех лет занималась бальными танцами. Однажды случилось так, что мне не хватило партнера, и папа с мамой решили меня перевести в художественную школу, кстати, моя старшая сестра тоже там училась. В художественной школе имени Шлеина я провела пять замечательных лет. К тому времени у меня уже сложилось понимание, чего я хочу в этой жизни и куда я буду поступать.
- И что же вы поняли?
- Что мне нравится заниматься с детьми и рисовать. А еще лучше совмещать эти два увлечения. Поэтому, наверное, и поступила на худграф. Хотя архитектурный факультет в сельскохозяйственной академии тоже рассматривала.

 

Пушкин в полный рост
- Своего первого преподавателя, научившего вас держать карандаш или кисть, помните?
- Конечно, Николай Дурков, мы с ним встретились в школе имени Шлеина. Потом он
уехал жить в Германию. В 2008 году, когда я работала научным сотрудником выставочного отдела музея Дворянского собрания, я его снова встретила, безумно обрадовалась.
- Чем он вам запомнился?
- Очень добрый, преподавал без давления, я могла у него сидеть на занятиях по три часа. У нас тогда проводились два занятия: утреннее и вечернее. Однажды я вместе с бабушкой, которая меня водила в художественную школу, настолько засиделась, что нас обеих потеряли родители, мобильных еще не было. Обзванивали больницы, милицию, по всей Костроме искали. А мы спокойно сидели в художественной школе на любимом занятии.
- А свой первый удавшийся рисунок помните?
- Я помню свой самый лучший, как мне кажется, рисунок в школе. Я писала Александра Пушкина, причем изобразила его в полный рост. Работа, конечно, была наивная, но в то же время масштабная. Учителя хвалили. Мне было очень приятно.

 

Сама свинец паяла
- Рисование легко давалось?
- Мне да.
- Нередко дети идут по стопам родителей или дедов, бабушек, в вашей родне не было знаменитых, ну или не очень художников?
- Нет, возможно, эта увлеченность передалась мне от дяди. Он жил в Корякове, воевал во время Великой Отечественной. Дядя не был профессионалом, перерисовывал картинки с открыток, но у него это настолько хорошо получалось, что вся семья им гордилась.
- Я видел среди ваших работ не только картины, но и витражи. Насколько я знаю, это довольно тяжелая работа.
- Витражами я увлеклась во время учебы на худграфе. Сама паяла свинец, делала рамки, подбирала стекло. Помогал мне один из лучших наших преподавателей Юрий Королев. К сожалению, его уже нет. Перед защитой диплома должен был провести консультацию, я ждала в кабинете, но напрасно. Позднее узнала, что по дороге он упал и умер, видимо, сердце остановилось.

 

Ты для них наставник и учитель
- А с детьми когда впервые встретились?
- После поступления в институт появилось желание чем-нибудь заняться. И я пошла в детский сад преподавать декоративно-прикладное искусство. Мне нравилось заниматься с детьми. К тому же и сад располагался совсем рядом с домом. Три года там провела. А недавно опять вернулась к детям.
- Куда?
- В общеобразовательную школу. Преподаю изобразительное искусство и мировую художественную культуру. Особенно интересно с маленькими, они верят тебе, ты для них наставник и учитель. К сожалению, те, кто постарше, нередко не понимают, что ИЗО не просто урок, это развитие логики, мышления, моторики. В конце концов преобразование внутреннего мира, порыв души.
- У вас есть дочь.
- Да, Настенька, пять лет.
- Рисовать любит?
- Очень! Однажды не с кем было оставить, взяла с собой в школу, рисовала и всем показывала, вот, мол, вы карандашом наброски делаете, а я сразу красками могу (смеется).
- Есть желание, чтобы ребенок пошел по вашим стопам?
- Нет. Конечно, она сама будет решать, но я бы хотела, чтобы Настя стала врачом. Во-первых, лечить людей - это очень благородное занятие, во-вторых, что немаловажно в наши времена, хорошие врачи неплохо зарабатывают. Я хочу, чтобы она всегда могла себя обеспечить.
- Такую умелую маму наверняка не обходят вниманием воспитатели детского сада, просят что-нибудь оформить.
- Бывало расписывала стены цветами, божьими коровками.

 

«Лена, это не твое»
- Помимо живописи и витражей у вас есть и другие увлечения.  
- Да, немного занимаюсь сувенирами. Иногда прямо на улице увидишь что-то необычное, например, изогнутую бутылку, возникает желание превратить ее в красивую вещь. Украсить камушками или еще чем.
- Дома оставляете или дарите?
- В основном дарю друзьям, близким.
- Насколько я знаю, вы еще и дизайном занимаетесь?
- Немного, для себя, хотя закончила курсы по 3D MAX.
- Давайте вернемся к живописи. Вы сейчас пишете?
- Недавно закончила «Пион», цветок пиона на голубом фоне.
- Какие стили или направления вам ближе?
- Классическая живопись, очень люблю писать пейзажи, людей, но не портреты. Мне еще мама в детстве говорила: «Лена, это не твое».
- А есть у вас любимые места, где приятно посидеть с мольбертом?
- Все Закостромье, от и до.
- Предпочитаете лето или зиму?
- Без разницы.
- Зимой не холодно?
- Помню, одну картину зимой писала, меня хватало максимум на два часа. Замерзаешь моментально, причем краски не мерзнут, это масло. Но руки и сама  - просто невозможно, потом болеешь.
- Художники, как рыбаки?
- Вот их я вообще не понимаю.

 

Личный интерес и конъюнктура не могут быть произведением искусства
- Не пробовали продавать свои картины?
- Я не думаю, что они будут востребованы. В нашем городе много художников, конкуренция очень большая. К сожалению, мало людей, готовых прийти в художественный салон и купить картину пусть даже за пять тысяч рублей. А дешевле отдавать смысла нет. Один холст с подрамником стоят минимум тысячу рублей. Так его еще надо загрунтовать. Один тюбик краски от пятисот рублей и выше.
- Скажите, а как можно определить, где произведение искусства, а где мазня?
- Сложно, каждый сам для себя определяет. К сожалению, сегодня нередко личный интерес и конъюнктуру выдают за произведение искусства. «Черный квадрат» Малевича я, например, не считаю искусством, может, человек болел, и кто-то увидел в этом что-то новое, сверхъестественное и интересное. Реальное искусство отталкивается от живой природы, от людей. Мы же не живем в черном квадрате, вокруг нас не черное небо.
- Не жалеете, что дарите работы?
- Жалею, иногда думаю, ну зачем я ее отдала.

Партнеры