Нина Молокова: На месте сидеть не привыкла, да и не умею!

В каждой сфере человеческого бытия, в каждой профессии, особенно в профессии публичной, в той, что на виду у людей, у нас есть свои легенды. В костромской журналистике это, бесспорно, Нина Александровна Молокова.
Накануне юбилея Нины Александровны «СП» пообщалась с юбиляром, попытавшись вместе подвести некоторые промежуточные результаты ее многолетнего труда.
Кстати, юбилей Нины Александровны приходится на день выхода в свет этого номера «СП»

- Как формировались ваши лидерские, организаторские качества?
- Меня воспитала советская пионерия. Уже в шестом классе я была избрана председателем совета дружины в своей родной восемнадцатой школе. Помню, как бралась подтягивать в учебе отстающих ребят, как занималась во Дворце пионеров.
- А потом?
- Пришло время самостоятельности. Я окончила финансово-экономический техникум, отделение «государственный бюджет», получила свободный диплом финансиста. Но уже тогда поняла, что это не мое, хотя впоследствии мне эти финансовые знания очень пригодились.
Вернулась домой, пошла в вечернюю школу, а получив аттестат, поехала с ним в Ленинград - поступать на филологический факультет ЛГУ.
- И настала  золотая пора питерского студенчества?
- Студенчество мое оказалось заочным - я почти сразу вышла замуж: один раз и на всю жизнь, почти сразу стала мамой. Так что я ездила сдавать сессии в Ленинград, а муж, Юрий Михайлович - в Москву - в политехнический институт.
- И школа вас миновала?..
- Свободных вакансий не было. И мне подсказали: езжай в сельхозинститут, там требуется библиотекарь. Поехала, устроилась. Это был отдел абонемента художественной литературы. И... началось. Чего только мы не устраивали в библиотеке: и вечера поэзии, и творческие гостиные, и встречи с нашими писателями. В итоге...
- В итоге?
- Вызывают меня в партком и предлагают стать редактором институтской многотиражки «Караваевец». Взяла я в руки строкомер, «Справочник журналиста» Богданова и Вяземского и начала учиться на редактора. Штат еженедельного «Караваевца» состоял из меня одной. Здорово помогали с материалами преподаватели, а мне хотелось организовать студенческий актив. Я набрала в практикум журналистики на факультете общественных профессий ребят с разных факультетов. Они познавали азы журналистики и потом очень активно писали в газету.
- Большой объем был в те годы у «Караваевца»?
- Всего две полосы и девятьсот экземпляров. Но вскоре мы уже выпускали газету на четырех полосах. Подрос до двух с половиной тысяч и ее тираж. Нас читали студенты, преподаватели, все Караваево. Так прошло семь счастливых лет.
- И что пришло на смену?
- Меня позвал Борис Леонидович Клица - редактор районной газеты Костромского района «Волжская новь», к себе в замы.
Пришла я туда 1 апреля 1974 года. Огляделась: все кругом старше меня.  Но не оробела.
Полтора года работала замом. Потом первый секретарь райкома Владимир Григорьевич Назаров меня встречает и говорит: готовься принимать газету.
- Первая реакция на посту главного редактора?
- Очень простая: вижу, что каждый журналист - личность, профи, а вот авторов с мест в газете мало. Что делать? Создали при газете школу общественных корреспондентов. Подтянулись энтузиасты, неравнодушные люди. Дело пошло.
Мы стали выдвигаться на всевозможные конкурсы, получать премии, дипломы, награды. Шесть раз получали дипломы и премии всесоюзного конкурса, который проводил Союз журналистов и журнал «Журналист». И в 1988 году газета была представлена на ВДНХ, в павильоне «Советская печать». Тираж газеты вырос значительно.
- За работу в «Волжской нови» вас дважды награждали. Медалью «За трудовую доблесть» и званием «Заслуженный работник культуры». Как это было?
- Я и не знала о представлении к медали. Райком выдвинул. Представление пошло наверх. О своей медали я узнала из газет. А звание заслуженного работника культуры мне присвоили в 1989 году. Потом были и другие награды.
- Как в вашей жизни возникло телевидение?
- В «Волжской нови» мне было вполне комфортно. Я и не помышляла ни о чем другом. Вдруг вызывает меня первый секретарь обкома партии Владимир Иванович Торопов. Предлагает возглавить телерадиокомитет облисполкома (реально у нас было только радио) с прицелом на создание областного телевидения. Согласилась, но не сразу, пугало предстоящее строительство здания телецентра. Но меня заверяли, что заказчиком выступит УКС Костромского облисполкома, а исполнителем- ПСМО «Костромастрой». Но его руководитель заключать договор не торопился.
Он хорошо понимал, в какой убыточный долгострой может вылиться этот проект: вовсю шли перебои с поставками, деньги начинали обесцениваться, сокращали производство предприятия, а тут я со своим телецентром! Но я отступать не хотела. За область было обидно. Своего ТВ не было только в трех регионах страны.
- А как возникла идея переехать в здание Дома печати на площади Конституции?
- Уже был готов полиграфкомбинат. Там, в едином комплексе, были заранее спроектированы помещения под редакцию газеты «Северная правда». Помог с этим непростым решением передать нам освобождающееся здание  Михаил Никифорович Полторанин, тогдашний министр печати и массовых коммуникаций РСФСР.
- Какими были первые шаги?
- Надо было срочно обустраивать студии, свет, добывать оборудование, договариваться с вещанием. А еще, самое главное, нужно было подобрать людей.
- И как выкручивались из этой ситуации?
- Нестандартно. Наш РТПЦ установил новый передатчик. Узнаю, что четный день телевещания уже зарезервирован. Сразу бегу к губернатору Валерию Петровичу Арбузову: «Давайте срочно получать лицензию на телевещание, иначе государственного  телевидения в области мы не увидим очень долго!». Получив лицензию, делаем первые передачи на арендованном оборудовании. Понимаю, что это лишь временный ход. Снова иду к Арбузову: «Нужно найти в бюджете пять миллионов рублей на технику до начала финансирования из федерального бюджета».
Надо отдать должное Валерию Петровичу: в то тяжелейшее время он нам эти деньги нашел. Мы купили камеру, линейку монтажа, начали монтировать свет, оборудовать студии.
- Кого можете вспомнить из тех, кто был рядом в это время?
- Боюсь кого-то обидеть невниманием. Тем не менее это Василий Попов, Алексей Василенко, Владимир Перевозчиков, Алексей Двояшов, Николай Ткачев, Галина Зайцева, Виктория Посаднева, Лариса Смирнова, Елена Горничкина…
1 января 1993 года вместе с телестудией «Настя» мы сделали программу и впервые вышли в эфир. Это был наш первый день рождения. А уже 1 мая 1993 года мы отсняли, смонтировали и выпустили в эфир нашу самостоятельную программу «Прогулки по улицам Костромы» с Борисом Негорюхиным. Естественно, что в этот день Негорюхин и Василенко шли по улице 1 Мая.
- Как дальше шло развитие телекомпании?
- В 1994 году мы получили радиорелейную станцию «Гвоздика» и смогли передавать телесигнал прямо на РТПЦ. Кстати, во время празднования 50-летия области мы вели прямую трансляцию торжественного собрания из ДК « Текстильщик». А первого июля этого же года начали вещание на российском канале.
Так закладывались первые камни в фундамент ГТРК «Кострома». Уже через 2-3 года кроме новостей мы выдавали в эфир до двадцати тематических программ.
- И постепенно подошел новый этап в вашей биографии...
- Да. Пришла пора давать дорогу молодым. В 1998 году руководителем ГТРК «Кострома» был назначен Сергей Константинович Ситников. Тогда я год еще работала у него первым заместителем. Мне было трудно  сразу расстаться со своим детищем.
Надо отдать должное, на посту руководителя ГТРК «Кострома» Сергей Константинович сделал очень серьезное продвижение вперед. Укрепилась техническая база, увеличилась зона покрытия телесигнала... Причем все это делалось в труднейшее время: страна только пыталась выходить из тяжелейшего кризиса 1998 года.
- И вот на дворе 1999 год. Достаточно молодая пенсионерка Нина Александровна Молокова вполне может, наконец, «заслуженно отдохнуть»...
- Наверное, это не в моем случае. Губернатор Виктор Андреевич Шершунов пригласил меня возглавить его пресс-службу. Это было новое и интересное дело: готовить объективную и максимально полную информацию о работе региональной власти, экономической, культурной и социальной жизни региона. Этому я посвятила семь лет, после чего, наконец, полностью ушла на пенсию.
- Чтобы дважды избраться в Общественную палату региона, быть бессменным заместителем председателя региональной организации «Союза журналистов России», работать в общественном совете при УМВД  России по Костромской области, участвовать в работе жюри всевозможных творческих конкурсов?
- Так уж я устроена. На месте сидеть не привыкла, да и не умею. Я искренне благодарна своим родным и близким за понимание и помощь.

Андрей НЕЖДАНОВ

Партнеры