Условия - без звездочки

 

 

Мы настолько привыкли к раздражающей и вездесущей рекламе, что уже не боимся стать ее жертвой. И совершенно напрасно. Она прекрасно психологически выверена, хотя при этом зачастую противоречит закону. О нарушениях в наружной рекламе финансовых услуг, от которых могут пострадать костромичи, «СП» рассказал заместитель руководителя УФАС России по Костромской области Олег Ревельцев.

 

- Олег Владимирович, вроде бы несколько лет назад ситуация на костромском рынке наружной рекламы выправилась.
- Да, мы надеялись, что после нашей работы пятилетней давности рекламодатели подумают, а стоит ли рисковать репутацией? Год ситуация была нормальная, а потом снова пошли нарушения.
- Много сейчас дел, касающихся нарушений Закона «О рекламе»?
- В этом году одиннадцать. Но настораживает, что из них именно по финансовым услугам - достаточно большой процент. В 2015-м мы возбудили семь таких «финансовых» дел, и больше всего по заявлениям граждан. В этом году, правда, заявлений пока на четверть меньше. Но дела будут еще: мы сами каждый месяц мониторим рынок. И находим наружную рекламу, в которой, на наш взгляд, имеются признаки введения граждан в заблуждение.
- Например?
- Из последнего: рекламный баннер в Костроме, где крупно написано «ипотека» и «8,7 процента», все остальное очень мелко. Вы бы что подумали, увидев эту информацию? Что 8,7 - процент по ипотеке. На самом деле это скидка, которую вам предоставят при заключении кредитного договора. А ипотечная ставка - 20 процентов. Есть 28-я статья Закона «О рекламе», которая, выражаясь проще, требует: реклама финансовых услуг должна содержать все условия, влияющие на сумму доходов или расходов. Написали на наружной рекламе процентную ставку крупно - пишите и все остальные условия крупно.
- Так ведь рекламодатель выбирает только то, что привлекательно.
- И нарушает закон. Наружная реклама - реклама импульсивного восприятия. Человек увидит лишь то, что крупно и ярко. Скажем, «акция» и «полтора миллиона рублей за квартиру» (тут привлекаются деньги населения, и на эту рекламу тоже распространяются требования той же статьи). А все условия - мелко под звездочкой: человеческий глаз прочитать это с определенного расстояния просто не в состоянии.
- Допустим, человек «купился» на такой баннер и пришел заключать договор.
- Лично я, если вижу условия под звездочкой, игнорирую такие услуги. Потребитель должен как минимум внимательно почитать договор и подумать, прежде чем его заключать. На самом деле простой человек может, не разобравшись, подписать не договор ипотеки, а залога. Не понять, с кем он заключил договор: с продавцом или кредитором. Если придется расторгнуть сделку, он знает, кто вернет кредит? Для обычного потребителя все это может обернуться большой проблемой.
- А если потребитель уже обманулся благодаря недобросовестной рекламе, что делать?
- У нас есть судебные и правоохранительные органы, Роспотребнадзор - надо обращаться туда. И, конечно, лучше предъявить, допустим, ту самую рекламную листовку.
- Вы сказали, что сами постоянно мониторите рекламный рынок. К кому чаще всего претензии бывают?
- На наружной рекламе грешат чаще банки и микрофинансовые организации. Не могу сказать, что в Костроме с рекламой совсем плохо. 80 процентов нарушений устраняются еще до возбуждения административного дела.
- А если не устранили, какое наказание ждет рекламодателя?
- Административная ответственность для рекламодателя-юридического лица – штраф от ста до пятисот тысяч рублей. Для индивидуального предпринимателя – от четырех до двадцати. И хочу сказать, что такого явления, как вводящая в заблуждение реклама, в Костроме и области не должно быть в принципе.

Алена АРСЕНЬЕВА

 

Партнеры