Кострома. Чердак. Неизданное?

 

 

 

 

Какой только выставкой не потрясали Кострому художники. Шагал? Бывал. И Сальвадор, Матисс… И костромские были. Но с пыльных местных чердаков картин на выставку, пожалуй, еще не приносили. Исправить положение народом был призван один из новаторов Костромы культурной - дом-музей первого городского головы Ботникова. И надо сказать, у него получилось вполне органично. Необычные судьбы и творцы «Живописи с костромских чердаков» в тандеме с главным героем старой Костромы выглядят не просто удачно - гармонично.

 

Поместили в чем нашли

Пожалуй, кто-то возразит: о каких судьбах может идти речь, если большинство авторов неизвестно? Сколько пролежали они на чердаке - пять, пятнадцать лет, а может, больше века? Но будут и те, кто знает: каждое полотно за себя постоять сможет. И свою историю расскажет. Даже больше - историю города, всей страны и сразу нескольких эпох. Только приглядеться повнимательнее к каждой отдельно, как к сокровищу - забытому, потерянному и вновь обретенному.
Единство здесь, и правда, можно выследить разве что в идее создания экспозиции. Все картины, а их пятьдесят семь штук, выполнены в различных техниках и жанрах. Качество работ, чего греха таить, тоже разное. Да и сохранились в отличном состоянии не все. В этом есть своя изюминка: в экспозицию их поместили в чем нашли, никаких современных багетов и попыток обновить. Но полотна действительно с костромских чердаков - и это их объединяет.
Инициаторами создания экспозиции смело можно назвать самих горожан. «Когда музей только открылся, посетители рассказывали нам, что нашли на чердаках своих домов картины, просили помочь оценить их. Так родилась идея сделать выставку-продажу», - признается экскурсовод Мария Голубкова.
Одним из владельцев «чердачных картин» стал и костромич Александр Тепляков. «Мы только переехали в другой дом. Забрался на чердак, чтобы проверить, не требуется ли ремонт. И наткнулся на две картины. Но я в живописи не разбираюсь, решил их приберечь», - рассказывает он. Потом волей судьбы Александр оказался в музее и узнал, что здесь собираются организовать выставку. Решение пришло сразу: на чердаке искусству не место. И таких неравнодушных горожан нашлось немало.
А когда полотна стали приносить, оказалось, что не все из них безымянные. В одном ряду с работами казалось бы вчерашнего выпускника худ-графа неожиданно появились произведения известного в городе живописца Михаила Колесова. А ведь его картины занимают самые почетные места в столичных и заграничных музеях. Так чем не уровень? Тем более что по качеству художественного исполнения картинам Колесова не уступает и часть других найденных экспонатов.

 

С костромским колоритом
Эпохи по картинам угадываются с первого, даже не профессионального, взгляда. Вот настоящая дама с шитьем - легкой улыбкой одаривает всякого, кто подходит рассмотреть ее поближе. А на соседнем полотне молодой человек, типичный представитель «лихих» 90-х в фирменном спортивном костюме. Кажется, он загнан в угол - фон на заднем плане не прорисован, руки сложены. А может, дело, которым он занимается, просто не удостоено внимания автора?
Чуть дальше свой день рождения (седьмой или восьмой?) празднует маленькая принцесса. Возможно, эта картина стала подарком неизвестного художника своей дочурке. Из пометок только дата - 1929 год. Но этих четырех цифр достаточно, чтобы узнать о не простых днях автора: народ в стране живет очень скромно, порой голодно, и эта картина - счастливые детские воспоминания - единственное, что он может оставить на память. Память - тоже богатство: украсили картину Д’Артаньян, Арлекин, маски венецианского карнавала...
Полотно можно назвать одним из фаворитов выставки. Большая же часть картин - натюрморты и пейзажи, где в каждом штрихе - повороте реки, заборе на деревенской околице, горизонте полей, легком морозце зимнего утра - угадывается особый, костромской колорит.
Кстати, и антураж для картин самый подходящий. Чем-чем, а атмосферой дом городского головы не уступит ни именитому музею или галерее. Дубовые шкафы, изящный фарфор, антикварная мебель и ковры - все, как и полагается, в духе светских салонов конца XIX-начала XX века. И ты сразу представляешь, что зашел в гости к хозяину дома, экс-главе Костромы, купцу Геннадию Ботникову и просто прогуливаешься по его личной галерее. И картины из современности здесь совсем не мешают: Ботников в свое время тоже был в тренде.

 

Оксана ХАЗОВА. Фото автора.

 

Партнеры