Коммунальная монополия,

 

 

 

 

Прекращение подачи тепла и горячей воды населению из-за долгов коммунальщиков, увы, одно из еще встречающихся сегодня нарушений антимонопольного законодательства. В 2013 году оно вообще было весьма типичным для нашей области. Впрочем, в последние два года количество выявленных нарушений снизилось.

 

Без тепла и воды
Территориальный антимонопольный орган по Костромской области заработал в марте 1992-го. А уже в августе того же года в нашей газете вышел первый номер тематической страницы антимонопольного управления «Формула рынка» (потом она стала называться «Рынок и потребитель»). За двенадцать лет «Северная правда» опубликовала более 250 тематических страниц.
И часть из них, конечно, была посвящена проблемам ЖКХ. В 1990-х они помогали читателям отстаивать свои права как потребителей коммунальных услуг. Например, жителям Давыдовских микрорайонов Костромы, в чьих домах каждый день отключали воду на шесть-семь часов, или Ленинского района - в середине марта они остались без тепла и горячей воды.
Но костромские журналисты и антимонопольщики поднимали и более глобальные темы, которые уже тогда «заглядывали» в будущее. Например, реформирования коммунального хозяйства области и необходимости вывести из «законодательной монополии» вывоз мусора и капитальный ремонт зданий, а еще перехода на прямые договоры с поставщиками услуг.
Хотя с тех пор в коммунальных трубах утекло много воды, тема эта и для жителей, и для антимонопольщиков никак не теряет своей актуальности. И сегодня заметная часть дел связана с оказанием жилищно-коммунальных услуг.

 

А пострадали жители
2010 год. Если еще в 2009-м костромские антимонопольщики не зарегистрировали ни одного нарушения, которые они классифицируют как «необоснованное прекращение производства товара», то в 2010-м статистика оказалась уже другой.
В Нерехте из-за задолженности управляющей компании за поставленную тепловую энергию теплоснабжающая организация - Нерехтские тепловые сети ограничила подачу горячей в многоквартирные дома. При этом подавляющее большинство жителей отключенных домов исправно оплачивали коммунальную услугу по горячему водоснабжению. А, значит, прекращение оказания данной услуги было незаконно. НТС в итоге привлекли к административной ответственности, оштрафовав на 240 тысяч рублей.
2011 год. Количество выявленных нарушений выросло в два раза. Причем прошлый опыт не научил НТС. Но на этот раз на их действия пожаловалась уже сама управляющая компания. Из-за ее долгов теплоснабжающая организация снова ограничила подачу горячего водоснабжения в жилые дома Нерехты. Горячую воду в итоге, конечно, дали, а НТС снова оштрафовали: на 264 тысячи рублей. Правда, взыскивать их пришлось принудительно.
Теплоснабжающая организация пострадала, по сути, дважды: мало того что управляющая компания была должна, так еще и штраф пришлось отдавать. Но значит, нужны были какие-то другие методы «выбивания» долгов, при которых не страдали бы жители, которые отдали свои деньги, а воды не получили.
2012 год. И снова таких нарушений прибавилось в два раза. Причина та же - прекращение поставок ресурсоснабжающими организациями ради стимулирования оплаты задолженности потребителями, в том числе предприятиями ЖКХ.
Одно из таких дел растянулось на два года. В 2011-м Костромская сбытовая компания отключила от электроэнергии Межевскую среднюю школу прямо во время учебного процесса. В результате оказались ущемлены права учеников на получение среднего образования. Такие жесткие меры компания мотивировала тем, что школа задолжала... за один месяц. Действия КСК признали злоупотреблением правом и доминирующим положением, с чем она не согласилась и пошла в арбитражный суд. Суд был непреклонен, и в 2012-м монополиста оштрафовали на 650 тысяч рублей.
2013 год. Число нарушений осталось прежним. Опять КСК, но уже Нея, где из-за долгов контрагента «Теплосеть город Нея» от энергоснабжения отключили котельную военного городка и квартальную котельную (причем еще не закончился отопительный сезон). А они обеспечивали горячей водой жилые дома, художественную школу, аптеки и другие объекты. На этот раз штраф составил 218 тысяч рублей.
2014 год. Отличился еще один монополист - Костромская теплоэнергетическая компания. Администрация Нерехты и Нерехтского района определила даты, когда руководителям коммунальных предприятий следовало начать отопительный сезон. Компания постановление проигнорировала: не дала тепловую энергию предприятию «Инвест-проект».
В результате батареи остались холодными не только в самой администрации района, но и в многоквартирных домах, детском саду, общеобразовательной, музыкальной и художественной школах. Оказались нарушены права потребителей, добросовестно оплачивавших коммунальные услуги. Та же компания из-за долгов еще ввела режим ограничения подачи электроэнергии предприятию «Коммунальщик» - тепла лишились жители села Георгиевское.
2015 год. Коммунальные проблемы, увы, не иссякли. На этот раз в УФАС обратилась костромская управляющая компания «Юбилейный-2007». Теплогенерирующая компания-2 нарушила предусмотренный СанПиНом срок отключения систем горячего водоснабжения в многоквартирных домах на улице Димитрова во время профилактического ремонта после гидравлических испытаний.
ТГК-2 поставляла тепло по сетям, принадлежащим третьим лицам (теплосетевым организациям – КОЭК, Городские сети). Ремонт шел на муниципальной трассе, которая находится в аренде у КОЭК. ТГК-2 знало о характере порывов на сетях и по договору было обязанной стороной, но не предпринимало никаких активных действий, чтобы жители быстрее получили горячую воду. Так что компания, посчитали в УФАС, тоже нарушила Федеральный закон «О защите конкуренции».

 

Без законных оснований
Увы, но прекращение поставки услуг - типичный, но далеко не единственный вид нарушения антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ. О чем тоже говорит статистика последних лет. Например, в 2011-м Пыщугское предприятие «Коммунальник» пришлось оштрафовать на 100 тысяч рублей: оно не уведомило потребителей о том, что надо установить приборы учета.
В 2012-м та же ТГК-2 пыталась заключить договор с калориферным заводом, на балансе которого находился жилой дом, на невыгодных для него условиях. Компания отказалась указывать в договоре параметры качества теплоносителя (в том числе температуру), как того требует федеральный закон «О теплоснабжении». А это затрудняло для завода реализацию им права требовать поставки тепловой энергии надлежащего качества.
В 2014-м антимонопольщики разбирались в споре уже двух управляющих компаний. УК «Костромской Дом» не только не передала техническую документацию на многоквартирный дом другой, выбранной собственниками, управляющей организации, но и без законных оснований отправила собственникам платежки за услуги по содержанию и ремонту общего имущества. А это уже недобросовестная конкуренция.
В прошлом году костромская УК «Центральная управляющая компания+», как выяснили в УФАС, ввела собственников в заблуждение в том, что касается управления их домом. Она тоже отправила требования оплатить услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома за девять месяцев, хотя им уже не управляла. В итоге компания незаконно получила почти 56 тысяч рублей. Эти деньги ей потом, по решению антимонопольного органа, необходимо перечислить в федеральный бюджет.
К сожалению, тенденция большого количества жалоб в сфере ЖКХ не исключительно костромская, а общероссийская. А причины - это и сложность регулирования и нормирования в сфере ЖКХ, и накапливающиеся долги.

 

Олег Ревельцев, заместитель руководителя УФАС России по Костромской области:
- Рынки коммунальных услуг имеют в себе элемент естественной монополии. Даже когда появляется возможность выбрать производителя тепла, воды, газа, электроэнергии, чему немало способствовало развитие законодательства и работа антимонопольных органов, вопросы транспортировки этих ресурсов накладывают ограничения на всю систему в целом. Есть тенденция к снижению негативной практики. Хотелось бы, чтобы и дальше сохранялся этот тренд, а Костромское УФАС России будет работать для достижения этой цели.

Алена АРСЕНЬЕВА

Партнеры