Надежды маленький оркестрик

 

 

 

В Костроме в шестой раз собрались те, за кем будущее мировой классической музыки

Даже если встанет на подиум, из-за сидящих оркестрантов его все равно видно с трудом. Зато без всякого труда один маленький Джозеф Тао может сыграть... сто больших скрипичных концертов. Да, выходя на публику, она пока еще забывает поклониться. Но после ее «Цыганских напевов» перед этой крошечной Сиреной, Сиреной Симонсен, преклоняется уже весь зал. И пускай за плечами у Саввы Зверева нет оконченной консерватории (он только в нее посупает), перед лицом его полсотни профессиональных музыкантов. И сам Герштейн доверяет ему дирижерскую палочку - превратить двадцать участников VI Международного фестиваля «Музыка - дорога в жизнь», среди которых есть даже юный дирижер, в Костромской молодежный симфонический оркестр не позволяет только одно. Они со всего мира. Впрочем, в Кострому, к своему «крестному» - оркестру под управлением Павла Герштейна - каждый из них обещает когда-нибудь, хотя бы и станет звездой, обязательно вернуться.

 

Страстный и порывистый
Любой детский фестиваль - непременно территория
надежд. Нынешняя, шестая, «Музыка - дорога в жизнь» - территория надежд сбывающихся. Здесь оправдываются ожидания всех: сотен костромичей, мечтающих о солнечном, вопреки июльским дождям, гала-концерте фестиваля в Русинове, и костромички Полины Чиркиной, после всероссийского признания теперь получающей признание международное. Десяти юных пианистов, выходящих к инструменту, клавиш которого полгода назад касался легендарный Люка Дебарг, и особенно Роя Ксионга, наконец-то играющего русского Рахманинова на русской земле. Костромского губернского симфонического оркестра, впервые за шесть лет принимающего детский фестиваль в собственном зале, и художественного руководителя оркестра Павла Герштейна - его ученик Савва Зверев тоже впервые становится за дирижерский пульт. Становится - и увертюра к веберовской опере «Оберон» звучит как страстный и порывистый гимн нового и неоспоримо одаренного поколения музыкантов.
Настолько одаренного, что, если бы к 17-летнему московскому дирижеру Савве Звереву «прибавить» 10-летних американских скрипачей Сирену Симонсен и Джозефа Тао, а еще научившегося виртуозно играть на скрипке в городе Киржач Владимирской области Кирилла Есаулова, можно смело объявлять о создании Костромского молодежного симфонического оркестра. Но по понятным причинам (до Москвы почти четыреста километров, до Америки - целый океан) главный дирижер фестиваля изящных искусств «Музыка - дорога в жизнь» Павел Герштейн обещает только костромичке Анастасии Ивановой: «Хорошо сыграешь - примем в оркестр».
Хотя для всех - и участников, и гостей четырехдневного музыкального форума - очевидно: расстояния - единственное, что в состоянии помешать рождению интернационального «маленького оркестрика» на костромской земле. У его потенциальных солистов даже школа одна.

Играющие по-русски
Юный мистер Тао третью часть скрипичного концерта Мендельсона начинает с какого-то пронзительного плача - не безнадежного, но, напротив, светлого, освобождающего. Партия скрипки становится все сложнее, изменчивее - и вот уже сильный скрипичный «голос» восклицает радостно, чем-то восторгается и к грандиозному финальному «рывку» призывает, а потом и ведет за собой весь оркестр.
Кто научил маленького Джозефа вот такому, проникновенному и мощному, исполнению, 10-летний американский скрипач отвечает с заметным русским акцентом: «Miss Olga». Miss Olga - Ольга Крылевич для соотечественников - на нынешний фестиваль привозит целую плеяду юных скрипачей, в совершенстве говорящих по-английски. И виртуозно играющих по-русски.
Сирена Симонсен, и тоже 10-летняя, пожалуй, главное открытие костромской июльской музыкальной недели: даже когда эта юная леди, принцесса в воздушном платье, просто настраивает инструмент, зал уже восхищенно замирает. «Мелодия» Чайковского вообще повергает в шок: она вся, от первой до последней ноты, - отлитая в звуке эмоция.
Музыкальная ткань, вначале невероятно пластичная (мудрое повествование здесь ведется неторопливо), потом становится «рваной»: страсть накаляется и переходит в дрожь, чтобы затем смениться тотальным ликованием. И маленькая солистка, бережно поддерживаемая большим оркестром, мужественно и, кажется, легко справляется с великими терзаниями Чайковского.
Савва Зверев, второй раз выходя к оркестру уже в амплуа скрипача, терзания Чайковского - он с костромским симфоническим исполняет финал скрипичного концерта - проживает тоже мужественно. Так узнаваемая болезненная нервичность Чайковского у Зверева сосуществует с красивой печалью - тоже всегдашней у Петра Ильича.
И как бы ни был юн, солист со зрелой драматичностью играет дрожь человека, загнанного в тупик вселенским - этот образ рождают грозные «раскаты» оркестровых инструментов - злом. Борьба человека и рока в самом финале, сумасшедшем по темпу и страстности, без малого титаническая битва - и солист здесь работает на равных с оркестром. Так уверенно, как может работать только ученик, чувствующий плечо своего учителя.

Большие надежды
Впрочем, для всех без исключения двадцати юных пианистов и скрипачей из Китая, Венесуэлы, Коста-Рики, Америки, Тайваня и разных городов России Костромской губернский симфонический оркестр во главе с Павлом Герштейном и художественным руководителем фестиваля изящных искусств Владимиром Агилиным целую июльскую неделю был бессменным учителем. И стал вторым - конечно, после родных, таких, как выдающаяся Ольга Крылевич, педагогов - наставником.
А это значит, что, разъехавшись по планете, «маленький оркестрик» шестого фестиваля «Музыка - дорога в жизнь» будет повсеместно продолжать русскую музыкальную школу. И потому на мировую классическую музыку будущего, пусть это будущее, как Сирена и Джозеф, пока совсем маленькое, уже можно возлагать большие надежды.


Дарья ШАНИНА
Фото автора

 

Партнеры