Данил Малышев:

 

 

 

 

Недавно в Вологде прошел фестиваль «Голос ремесел», участие в котором принимал и костромич Данил Малышев. Среди многообразия промыслов - от живописи до шитья - он представлял костромскую роспись. Искусство это уникальное и, увы, подзабытое даже в родном крае. Но Данил старается зажечь интерес к костромской росписи в первую очередь у своих же земляков.

 

Подпитка? Постоянная
- Данил, я знаю, что вы давно занимайтесь костромской росписью. Но представлять свои работы на таком масштабном мероприятии только сейчас попробовали?
- Для меня участие в таком крупном фестивале первое. Узнал я о нем в 2014 году, но выбраться не получалось. Хотя и желание было. Ведь «Голос ремесел» - международный фестиваль, который объединяет на своих площадках многих мастеров народных ремесел. В этом году приехали четыре с половиной тысячи человек, в том числе и из зарубежных стран, например, Сербии. И ткачи, и резчики по дереву, в общем, все те, кто занимается промыслами. С костромской, со свободной кистьевой, росписью был только я.
- Интерес у вологодцев вызвало все это?
- Да, фестиваль приурочен к Дню города. Но народные промыслы у соседей вообще культивируют. В Вологодской области в каждом районе есть своя роспись: харовская, верховажская, которая похожа на костромскую. Так вот, у них есть даже движение по возрождению своего искусства. Занимаются этим не только дети в художественных школах, но и взрослые. В Вологде существует школа-студия местных росписей.
- Этот опыт можно взять костромичам, чтобы привлекать туристов?
- С одной стороны, это привлечет гостей из соседних городов, из-за рубежа. С другой - и местные жители должны ценить свою собственную идентичность. Ведь если та же костромская роспись не будет интересна костромичам, то и развития искусства не будет. Подобные «Голосу ремесел» фестивали - это однократное явление. А «подпитка» нужна постоянная. О костромской росписи в нашем городе знают только единицы. А в Вологде культивируют не только роспись, но и другие народные промыслы.
- А как вы сами познакомились с костромским стилем?
- В детстве я занимался на отделении росписи в детско-юношеском туристическом центре «Чудь». Мои педагоги - Елена Сидоровна Мышко и Светлана Вениаминовна Халдина и открыли для меня костромскую роспись. И она меня увлекла. Было это в 2005-м, как раз накануне визита в наш город очень важной персоны. Собственно, тогда этот человек и сам попробовал расписывать.
- Неужели вы его и учили?
- Я на выставке ремесел в КВЦ «Губернский» тогда как раз расписывал туесок. Он подошел ко мне, попросил научить. В костромской технике на кисть берется сразу две краски. Например, зеленая и белая. Белой нужно писать снаружи, а зеленой - внутри. А он сделал наоборот. Ну, ничего, для первого раза хорошо. Я ему так и сказал (смеется).


И язычество, и христианство
- А в чем отличие костромской росписи от более известных? Хохломы, к примеру?
- Наша роспись свободная кистевая. То есть наносится без предварительного рисунка. Художник наносит фон - на кухонную утварь, дверь, шкаф, а дальше делает основные мазки и пишет уже, давая волю фантазии. Если говорить о технике, то в костромской росписи на кисть, как я уже сказал, берутся одновременно два цвета – и одним мазком сразу создаются и свет, и тень. Скажем, синий и белый: синий наносится внутрь, белый – наружу. Потом кладутся небольшие черные или коричневые мазки.
- Каждому мазку в древности придавалось большое символическое значение...
- Известно, что традиция костромской росписи зародилась в селе Молвитино, теперь это поселок Сусанино. А раньше там был один из самых больших центров старообрядчества в нашей губернии. Так что весь смысл росписи – в пожелании добра, счастья человеку. Но знаете что интересно, есть и языческие детали. Вот, например, часто писали птицу Сирин и львов. Но в основе композиции – крест. Так старообрядцы изображали древо жизни.
- И сейчас придерживаетесь тех же традиций в своей работе?
- Во многом да. По-прежнему те же сюжеты, многое продиктовано традициями. Те же цветы. Почему, скажем, так часто художники изображали букеты?
- Я думаю, что на этот вопрос даже знатоки из «Что? Где? Когда?» не ответили бы.
- Действительно, сейчас это воспринимается просто как цветы. Красиво и не более того. А ведь букет - это иллюстрация к известному старообрядческому сочинению «Лекарство духовное». Букет расшифровывался так: роза – цвет чистоты, голубые цветы – семя кротости, листья – терпение, корень или ствол – послушание.

 

Почему не встать в ряд?
- Вместе с росписью приходится углубляться в историю, краеведение?
- Я готовил статью, посвященную костромской росписи. Скажу честно, материалов не очень много. Есть сведения о ней в книге Юрия Арбата «Русская народная роспись по дереву». Наши краеведы из журнала «Губернский дом» собирали материалы, ездили по деревням. Они нашли воспоминания о художнике Бумагине, который, видимо, был самоучкой. Расписывал он мебель в избах, убранство. Некоторые вещи до сих пор сохранились.
- Сейчас все же есть в обществе тренд некоего возвращения к истокам?
- Сложно говорить однозначно. Вы знаете, ко мне в Вологде подошли две костромские женщины. Узнали, что я земляк, разговариваем... Я предлагаю им свои изделия. Они и отвечают: так костромскую роспись мы и дома купим. Так нет, не купят. Ее найти сначала нужно.
- А вы свои изделия продаете?
- Да, люди из других городов интересуются, заказывают. Но дело здесь не в прибыли: у меня есть другая работа, которой я занимаюсь большую часть времени. Мне просто нравится костромская роспись. Моя мечта, чтобы в первую очередь жители нашей же области узнали больше о своей родной росписи. Все слышали о городецкой, палехской, хохломской. Почему бы и костромской не встать в этот ряд?

 

Владимир АКСЕНОВ

Партнеры