Елена Красницкая:

 

 

 

 

«Четвертая высота»
- Елена Сергеевна, почему при выборе профессии остановились именно на русском и литературе?
- У меня всегда была склонность к литературе, к театру. Сама пробовала писать, но дара нет. Так, к праздникам, к юбилеям могу что-нибудь переделать или написать, но не более.
- Где учились?
- Поступала в Костромской педагогический на иняз, но не прошла по конкурсу. Уехала в Иваново и там поступила в Ивановский университет на филологический. Окончила, вернулась в Кострому, пришла работать в четвертую школу.
- Свою первую учительницу помните?
- Людмила Варнилова, учительница русского языка и литературы. Она заставляла нас думать, размышлять, высказывать свое мнение. Так умело она погружала нас в мир литературы, что хотелось читать и читать.
- Какая книга самая любимая?
- Для каждого возраста своя. Гуля Королева «Четвертая высота», я ее до такой степени обожаю, и до сих пор эта детская книга уже вся потрепанная лежит у меня на почетном месте.
Помню третий класс, каникулы, родители на работе. По телевидению показывают экранизацию «Четвертой высоты». Я смотрю с упоением, и вдруг отключают электричество. Боже мой! Я снимаю заднюю крышку телевизора, смотрю на лампы, ничего не понимаю. Отец вернулся и дал мне хорошую затрещину. Ведь меня могло убить током. Я обиделась, собрала все вещи в скатерть, завязала узлом и ушла. Покаталась на горке, но деваться куда-то надо. Мама домой зовет, а отец: «Пусть идет, куда ушла», воспитывал.
В итоге все равно пришлось вернуться. Но характер свой показала. Теперь эта книга у нас реликвия, она достанется внучке Диане.
Потом были и «Алые паруса», и «Два капитана». В то время мы мало знали о Цветаевой, Ахматовой, Гумилеве…
- Тем более что и достать их было практически невозможно. Самиздат, разве что.
- Нет, самиздат не читала, но когда началась перестройка, выписала все литературные журналы: «Современник», «Юность», «Иностранная литература», «Нева», «Аврора» - складывать было некуда. Войнович, Солженицын и все остальные. В школу носила, зачитывала ученикам отрывки.
Особого интереса к современной литературе у меня нет. Я читаю ее, конечно, чтобы не выпасть из времени, чтобы быть интересной тем из учеников, кто интересуется этими произведениями. Мне же самой больше нравится классика.

 

Мы умели фантазировать и заниматься творчеством
- А кто для вас в жизни, помимо литературы, стал самым ярким примером?
- Отец, пример трудолюбия и желания учиться. Он из деревни, после седьмого класса поступил в ремесленное училище, работал помощником мастера, учился в вечерней школе, окончил институт в сорок один год и занял пост директора фабрики «Знамя труда». На таких живых примерах и нужно воспитывать детей.
- Свой первый учебный день или урок помните?
- Плохо. Пришла в девятый класс, ребята стоят напротив моего кабинета, большие, взрослые, я даже немного испугалась. В полузабытьи урок провела. В молодости я думала - дети должны, а с годами пришло понимание, что должен учитель - заинтересовать, увлечь ребенка.
- Существует ли разница между нами и нынешними детьми?
- Нынешние дети более рациональные, более приспособленные к жизни, расчетливые в хорошем смысле, они знают, что хотят. А мы были наивными, умели фантазировать, любили заниматься творчеством. Но и сегодня творческих детей много, с ними очень приятно работать. Понимаете, дети всегда учатся жизни, делают ошибки. Но так или иначе время накладывает отпечаток.
- Вы чувствуете недостаток идеологического воспитания, отсутствия организаций, подобных пионерской или комсомольской?
- Излишняя заорганизованность ни к чему, но общение, обсуждение насущных проблем общества и страны, а также самоорганизация нужны. Сегодня мы возвращаемся к этому.

 

Хочу, чтобы мои дети стали успешными, счастливыми
- А есть у вас любимчики?
- Любимчики - ни в коем случае, а любимых учеников много.
- А как им можно стать, любимым?
- Нужно думать, работать, иметь свое мнение и уметь его достойно аргументировать, а не хамить учителю. Ты попробуй докажи, приведи примеры, убеди меня.
- О вас говорят, что вы строгий учитель?
- Я диктатор (смеется), люблю дисциплину и порядок. Ты должен следовать распорядку дня, правилам школы. Мы снисходительно относимся к детям в школе, но во взрослой жизни с ними либеральничать и гладить по головке никто не будет. Мы хотим, чтобы наши дети были успешными и счастливыми.
- У вас наверняка есть дети, которыми вы гордитесь.
- Да, но прежде всего теми, кто стал учителем. Только в нашей школе сегодня трудятся несколько моих учеников. Светлана Соснина, Наталья Комлева, перечислять всех можно долго.

 

Цвет глаз лошади Вронского давно не актуален
- Елена Сергеевна, сегодня в школах горячая пора. Идет сдача ЕГЭ. Есть много недовольных этой системой. На ваш взгляд, насколько такая форма уместна при сдаче государственных экзаменов?
- Споров много: нужна или нет такая форма. Отчасти этот формат облегчает жизнь. Помню, я должна была сдать восемь экзаменов в десятом классе, плюс четыре при поступлении в институт, не поступила, еще четыре - в университет. Представьте, насколько напряженно и нервно. В этом смысле ЕГЭ облегчает жизнь ребят.
Задания ЕГЭ, по сути, не такие и сложные. У меня вызывают улыбку суждения людей, которые не знают экзаменационных вопросов. До сих пор рассказывают небылицы, что на экзамене по литературе бывают вопросы про цвет глаз у Анны Карениной или у лошади Вронского. Это давным-давно ушло в прошлое.
Сегодня, если взять литературу, вопросы нацелены на связный аргументированный ответ. Кроме того, мы пишем сочинения, и их цель, помимо знания предмета, увидеть мировоззрение, нравственную, жизненную позицию ученика. Литература дает для этого богатейший материал. Ведь именно она способна покрыть недостаток жизненного опыта у ребенка. Если мальчик или девочка работают, занимаются, читают, им нет необходимости переживать. Родителям нужно помогать психологически ребенку, без их поддержки дети будут испытывать трудности.
- Сегодня много разговоров об отсутствии грамотности у детей, компьютер развращает?
- Мы много пишем на уроках, дети жалуются: «Опять сочинение». Я отвечаю: «Не сочинение, а развернутый ответ на вопрос». Пусть это будет миниатюра - пять-восемь предложений, но это высказывание собственного мнения, проверка орфографии, пунктуации.

 

Театральные уроки
- Почему именно четвертая школа, вы здесь почти тридцать лет работаете, неужели не появлялось желание сменить место?
- Моя подруга, доктор филологических наук Наталья Коптелова, предлагала рабфак, но я отказалась. Некогда об этом думать, вся в работе с учениками, да еще увлечение театром.
- Вы всерьез увлекаетесь театром?
- Я возглавляла школьную театральную студию, ставила с ребятами постановки. До сих пор дружим с театром Островского, не пропускаем премьеры, встречаемся с актерами, вожу ребят на экскурсии, в том числе и за кулисы, чтобы показать им скрытую от глаз зрителя жизнь театра.
Горжусь тем, что некоторые мои ученики стали актерами. Маша Бубнихина работает в Костромском кукольном театре. Ульяна Чекменева в Питере, Юля Макеева, запамятовала, в Туле или в Твери, Миша Жуков учится в Ярославском театральном, Даша Веретенникова в Нижегородском театральном.
Я даже на уроках элементы театра ввожу - инсценирование эпизодов, узнавание литературного героя, вопросы героям произведений. Пишем с ребятами рецензии на спектакли Костромского театра.
Приезжал в Кострому Ярославский театр со спектаклем «Кофе с молоком». Мы пошли, дети спрашивают: «А зачем?», отвечаю: «Духовно обогащаться». А постановка в жанре фарса, сложная для восприятия. А в антракте мои бегут с галерки, кричат: «Ну что, обогатились духовно?». Но один мальчишка задумался и говорит: «А ведь в пьесе скрыт очень глубокий смысл». Вот она, моя работа, которая приносит результат, хороший результат, дети думать начинают.


Алексей ВОИНОВ
Фото Сергея Калинина

Партнеры