Турция:

 

«СП» и Костромское региональное отделение Императорского православного Палестинского общества продолжают цикл публикаций о памятных местах, связанных с земной жизнью Иисуса Христа и его апостолов, а также православных святынях и событиях духовной жизни костромской земли.

 

По стопам апостола Павла

Турция. Сегодня название этой страны звучит в теле- и радиоэфире практически ежеминутно. Чаще всего упоминается религиозный экстремизм, противостояние официальных властей Турции с многочисленной курдской общиной страны, поступает информация о событиях на границе Турции и Сирии.
При всем этом Турция была и остается страной с развитыми христианскими традициями. На территории этого государства расположено немало известных всему миру христианских святынь и памятников.
Поэтому сегодня «Наши Палестины» совершат краткое паломничество по христианским местам Турции.
Каппадокия, Ликия, Миры, Константинополь, Айя София – все это здесь. На территории Турции в свое время находились семь самых крупных христианских общин Востока – Эфесская, Смирнская, Пергамская, Фиатирская, Сардийская, Филадельфийская и Лаодикийская. Все они были основаны апостолом Павлом или его учениками в 40-50-е годы I века.

 

Собор Святой Софии - Премудрости Божией
Безусловно, наиболее известной христианской святыней является храм Святой Софии. Это всемирно известный памятник византийского зодчества был патриаршим собором в центре Константинополя (нынешнего Стамбула). Интересна судьба этого храма. После захвата города османами Софийский собор был обращен в мечеть. Лишь спустя несколько веков - в 1935 году - древняя постройка приобрела статус музея. В этом статусе, который сохраняет баланс между христианской и исламской историей памятника, Святая София пребывает и поныне.
Храм был построен в 324-337 годах при византийском императоре Константине I, несколько раз горел и окончательно был отстроен при императоре Юстиниане. На строительство храма ушло три годовых дохода Византийской империи. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью. Стены храма также были полностью покрыты мозаиками.
Под куполом расположены окна. Так что при сильном солнечном свете кажется, будто купол парит в воздухе.


Храм Святой Ирины
Церковь Святой Ирины была основным храмом Константинополя до постройки Святой Софии. Здесь в 381 году был проведен Второй Вселенский Собор. Именно в его стенах христианские иерархи сформулировали православное учение о Святой Троице, дав пояснение, что человечность Христа не есть преграда, чтобы быть ему и Богом.
На протяжении XV-XVIII веков церковь Святой Ирины использовалась в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. В 1908 году в церкви был открыт Военный музей. И хотя в настоящее время в стенах Святой Ирины располагается концертный и выставочный залы, многочисленные паломники со всего света приезжают поклониться этой древней христианской святыне.

 

Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря
Подворья афонских монастырей построили в конце XIX века для христианских паломников. Это обычные пяти- и шестиэтажные дома в портовом районе Каракей. Их главное отличие - присутствие православных храмов на чердаках зданий. Таким образом, комплекс подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря был и местом, где располагались паломники, и домом молитвы. Сейчас это единственное место в Турции, где проходят службы, в том числе и на русском языке.

 

Каппадокия
Пещерные поселения исторической области Каппадокия - это расположенный на обширной территории уникальный комплекс поселений, создававшийся на протяжении многих веков начиная с первого тысячелетия до нашей эры. Он включает несколько подземных городов и множество вырубленных в скалах пещерных монастырей.
В Гереме, самом центре Каппадокии, три известных православных храма: Каранлык килисе - Темная церковь, Элмалы килисе - так называемая Яблочная и Чарыклы - Сандальная церковь.
Самый центр Гереме - это высокий холм, испещренный многочисленными помещениями. Церкви, кельи, трапезные, кухни, кладовые. Холм не простой формы, по нему извивается, то расширяясь, то сужаясь, широкая тропа, образующая во многих местах просторные площадки. Рядом расположен один из самых больших и пышно расписанных храмов - Токалы килисе, вероятно, бывший кафедральным собором в конце XII и в XIII веках. Все церкви на холме, а их не менее полусотни, разные по размеру, внутреннему устроению и по расположению. Холм очень высокий, скорее гора, и храмы расположены на разной высоте от его подножия.

 

Миры Ликийские
В ранние годы христианства здесь в 60-м году святой апостол Павел встретился со своими последователями на пути в Рим. В течение второго века нашей эры Мира стала центром епархии. В 300 году Николай, уроженец Патары, стал епископом Миры, где он проповедовал до самой своей смерти в 325 году. Вскоре после смерти святого Николая было отмечено несколько чудесных исцелений среди верующих, приходивших поклониться его праху. Впоследствии Мира стала местом паломничества и святой веры. Здесь можно увидеть церковь, посвященную имени Николая Угодника (Чудотворца) и его гробницу.
К гробнице святого Николая стоит длинная и медленно продвигающаяся очередь: все стараются прикоснуться к гробнице и по нескольку минут загадывать желания или о чем-то попросить святого.

 

Древний Иераполис (Эфес)
Кафедральный собор эфесских епископов был воздвигнут в V веке на месте древнеримской базилики в связи с проведением в городе Третьего Вселенского Собора, который закрепил единственный, принятый в 325 году Символ Веры.
Это первая в мире церковь в честь Богоматери. Руины храма, изрядно расширенного на рубеже VI столетия, сохранились близ гавани древнего Эфеса.
В Эфесе находится и могила Иоанна Богослова. Она представляет собой расчищенную квадратную площадку, по краям которой стоят четыре колонны. В середине квадрата находится маленькая надгробная плита в виде креста.

 

Храм Святой Софии в Никее
Первый Вселенский Собор был собран императором Константином Великим в 325 году в пригороде Константинополя, городе Никее. Поэтому его также называют Никейским Собором. На Соборе присутствовали порядка 300 участников.
Этот Собор осудил Ариантскую ересь - одно из заметных христианских учений того времени, установил также двадцать канонов по вопросам церковного управления и дисциплины. Также Собором был решен вопрос о праздновании дня Святой Пасхи.

 

протоиерей Дмитрий САЗОНОВ

Партнеры