Проверяйте цены, не отходя от кассы

 

 

Как известно, хороший потребитель — бдительный потребитель. Поэтому фраза «Проверяйте сдачу, не отходя от кассы» звучит актуально во все времена. Однако в наше время проверять надо не только деньги, но и... цены. Если вы хоть раз сталкивались с ситуацией, когда цена, указанная на ценнике, не совпадает с той,  которую вы видите в кассовом чеке, значит, наша справочная информация для вас. 

 

Какие права потребителей нарушает продавец, если цена, указанная в ценнике, не совпадает с реальной ценой товара?


В этом случае продавец нарушает пункты 1,2 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей». Согласно им, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

 

Важно!   Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг).

 

Какая ответственность ждет продавца в случае нарушения права потребителей?

Статья 14.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность продавца за обман потребителей. Так, обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от 3000 до 5000 руб.,

- на должностных лиц - от 10000 до 30000 руб., 

- на юридических лиц - от 20000 до 50000 руб.

Статья 14.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает административную ответственность за нарушение иных прав потребителей. За нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб.,

- на юридических лиц - от 5000 до 10000 руб.

 

Как действовать покупателю?
В ситуации когда чек кассир пробил, а деньги уплачены и после этого вы обнаруживаете, что заплатили больше, вы имеете все законные основания потребовать возврата излишне уплаченной суммы. Для этого необходимо:
1. Позвать администратора или старшего продавца (заведующего, руководителя и т.д.) и сообщить ему о данном правонарушении. Рассказать, что вы желаете приобрести товар по цене, указанной на ценнике товара.
2. В том случае если продавцы отказывают вам в удовлетворении данного требования, то вы можете обратиться в Роспотребнадзор, но при этом необходимо собрать доказательства. Для этого нужно:
- постараться найти свидетелей, которые смогут подтвердить сложившуюся ситуацию.  Это могут быть ваши друзья или родственники, которые пришли с вами в магазин;
- сфотографировать ценник. Фотография подойдет в качестве доказательства для госорганов. Желательно (но не обязательно) добавить в кадр дату и время совершения фотографии;
- потребовать жалобную книгу и обязательно оставить в ней запись о случившейся ситуации. То есть написать подробно, что вы покупали, когда, какая цена была на ценнике, какая цена в чеке;
- обратиться в Роспотребнадзор с заявлением, составленным в двух экземплярах. К заявлению приложить ответ из магазина на вашу жалобу, а также фотографию ценника, сделанную в магазине, и чек.

 

Важно!   В своей жалобе потребуйте от администрации магазина письменного ответа на ваше обращение. Именно этот ответ послужит доказательством для Роспотребнадзора или суда.

 

Олеся Шаманова, ведущий юрист МБУ «Городская служба контроля качества потребительских товаров и услуг»:
- Обращаю внимание на некоторые особенности книги жалоб и предложений. Ее ведут все предприятия розничной торговли и общественного питания, и она находится в торговом зале предприятия в специальном открытом футляре на видном и доступном для посетителей месте.
В универмаге или магазине, имеющем отделы, книга жалоб и предложений ведется в каждом отделе, а на крупных предприятиях общественного питания - во всех залах обслуживания. В магазине самообслуживания книга жалоб и предложений находится на каждом этаже в узле расчета. В павильоне, киоске, палатке, автолавке книга жалоб и предложений помещается на видном месте и предъявляется покупателям по первому требованию.
Запрещается требовать от заявителей предъявления каких-либо личных документов или объяснения причин, вызвавших необходимость написания жалобы, предложения, замечания.
Руководитель предприятия или его заместитель обязаны в двухдневный срок рассмотреть внесенную в книгу жалоб и предложений запись, внимательно разобраться в существе вопроса, принять необходимые меры к устранению отмеченных недостатков и нарушений в работе предприятия или осуществлению приемлемых предложений.
Для сведения лица, написавшего жалобу, и контролирующих лиц администрация делает в книге жалоб и предложений на оборотной стороне заявления отметку о принятых мерах и в пятидневный срок в обязательном порядке направляет письменный ответ заявителю, указавшему свой адрес.

 

Партнеры