Гость всегда прав,

 

 

К походам в кафе или ресторан мы уже давно перестали относиться как к празднику — забегаем сюда перекусить, пообедать или просто встретиться с друзьями за десертом и чашечкой чая. Правда, качество приготовленного здесь нередко оставляет желать лучшего. Что делать, если аппетит и настроение от еды из общепита испорчены, а может, даже пришлось обратиться к врачу, выясняем сегодня. 

 

По какому праву?
Федеральный закон «О защите прав потребителей»;
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

 

На что мы вправе рассчитывать, придя в кафе или ресторан?
Во-первых, на безопасную для здоровья еду, приготовленную с соблюдением всех необходимых производственных и рецептурных норм. Во-вторых, на вежливое и компетентное обслуживание.
Так, на каждое блюдо, предлагаемое в кафе или ресторане, должна быть технологическая карта, где, помимо прочего, перечислены все ингредиенты, которые вошли в его состав, в том числе соль и специи. Если повар не соглашается с тем, что блюдо, например, пересолено, то можно отправить его на лабораторные испытания.
Хотя на последнем обычный человек вряд ли будет настаивать. Да и само заведение, если заботится о своем имидже, такого не допустит: в сфере общепита действует негласное правило: «Гость всегда прав». Опытные рестораторы не станут доводить дело до скандала и не возьмут деньги за неправильно приготовленную еду.

 

Какие условия работы должны соблюдаться в общепите?
В столовых, ресторанах, кафе, барах и других специально оборудованных для организации общественного питания местах при приготовлении пищи и напитков, их хранении и продаже должны выполнятся санитарно-эпидемиологические требования. Их несоблюдение может быть чревато появлением инфекций и массовых отравлений.

 

Важно!
Закон «О защите прав потребителей» гласит, что если из-за недостатков товара или услуги здоровью, жизни или имуществу потребителя был причинен вред, он возмещается в полном объеме.

 

Законно ли требование освободить столик, если посетитель не делает заказ?
По закону кафе или ресторан обязаны обслужить любого обратившегося к ним клиента на согласованных условиях. При этом если посетитель явно собирается сделать заказ — знакомится с меню, интересуется ценами, то ограничить его во времени нахождения за столиком до закрытия кафе или ресторана они не могут.
Если же желания сделать заказ клиент не выражает, администрация кафе имеет полное право с ним попрощаться. Ведь из-за этого посетителя они не могут получить доход от других клиентов, а значит, получают убытки из-за упущенной выгоды.

 

Важно!

Потребовать освободить столик администрация кафе имеет право и в случае, если клиент нарушает правила поведения, которые устанавливаются
ей самостоятельно. Это может быть ограничение курения или, например, запрет на нахождение в верхней одежде. При этом правила заведения не должны противоречить законам РФ.

 

Важно!

 Администраторы или работники кафе должны довести до сведения посетителей в доступной форме информацию о своих услугах. 

 

Как можно доказать причиненный вред?
Если вы отравились едой или напитками из общепита, первым делом вам нужно доказать сам факт произошедшего. Для этого обратитесь к врачу за получением медицинской справки. Решили заняться самолечением? Тогда доказать что-либо вам будет сложно.
При медицинском обследовании укажите все факторы, которые могли сказаться на вашем состоянии (некачественная пища, невыполнение санитарных норм).
Факт посещения ресторана или кафе поможет доказать чек или договор на бронирование ресторана в случае, если ресторан был заказан для проведения свадьбы или другого мероприятия, а также показания свидетелей.
После получения медицинской справки вы должны направить администрации заведения претензию на имя директора.

 

Что вправе требовать потребитель в претензии?
Если вам был причинен вред ввиду плохого качества товаров или услуг, вы можете рассчитывать на возмещение как реального ущерба (возврат уплаченных за заказ денег, затраты на медицинское обслуживание и лекарства и другое), так и на возмещение упущенной выгоды (например, если из-за болезни или отравления вы не смогли выйти на работу и поэтому недополучили зарплату). Также потребитель имеет право требовать возмещения морального вреда. При этом в соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 № 1 потребитель не обязан доказывать вину ресторана.

В претензии нужно прописать:
дату посещения заведения;
факт причинения вреда с приложением всех имеющихся доказательств;
сумму денежной компенсации, которую вы хотели бы получить.

 

 

Олеся Шаманова, ведущий юрист МБУ «Городская служба контроля качества потребительских товаров и услуг»:

- Если на вашу претензию не ответили или она оказалась не удовлетворена, то вам следует обратиться с жалобой в территориальное подразделение Роспотребнадзора. На основании жалобы Роспотребнадзор обязан провести проверку точки общественного питания, сообщив об ее результатах вам.
Также можно подать исковое заявление в суд. К нему необходимо приложить медицинские документы, подтверждающие произошедшее пищевое отравление, чеки на приобретение лекарств, счет из ресторана или кафе (при наличии), бухгалтерскую документацию о недополученном доходе (если таковой имелся). В заявлении можно указать не только сумму компенсации вреда здоровью, но и сумму компенсации морального вреда.
По результатам рассмотрения дела суд также может возложить на ответчика обязанность по компенсации заявителю судебных расходов. Исковое заявление можно подать в суд как по месту нахождения кафе или ресторана, так и по месту жительства потребителя.

 

Партнеры