Галичанки носили кокошники до начала ХХ века,

 

утверждает Екатерина Чугина

 

 

Екатерина Чугина давно известна костромским модницам. Она работала закройщицей в универмаге, шила костюмы для артистов и ведущих филармонии и «Текстильщика», сейчас обшивает коллективы областного Дома народного творчества. А еще создала, как сама говорит, «попытку» исторических крестьянских костюмов XIX века. Сейчас их семнадцать. Эти работы можно увидеть не только в Доме народного творчества, но и на городских мероприятиях. А в 2010 году коллекция заняла первое место на всероссийском конкурсе «Русский костюм на рубеже веков».

 

- Вы всю жизнь за швейной машинкой. А с чего все началось?
- Мне с детства хотелось шить. На девять лет мама подарила швейную машинку. Жили мы бедно, но мне очень хотелось красиво одеваться. В пятнадцать лет закончила курсы кройки и шитья. И сразу стала брать заказы. В восемнадцать лет вышла замуж. Тогда мы жили в Горьковской области. Устроилась на работу в ателье учеником, но доросла до мастера пятого разряда. Мне мало было просто шить, обязательно хотелось кроить. Но у меня уже было двое детей, так что учиться я могла только при производстве. Работая в ателье, закончила курсы закройщиков. Я все освоила: чертежи, конструирование, крой. Мне присылали из Москвы журналы, по ним изучала модели, экспериментировала.
- Тридцать лет назад ваша семья переехала в Кострому.
- Почти восемь лет проработала закройщицей в универмаге. Потом была костюмером в костромской филармонии. Шила наряды артистам и ведущим, костюмы для коллективов дворца культуры, для артистов оперетты, в «Текстильщике» работала закройщиком-модельером.
- Вы сшили и первый костюм для Костромской Снегурочки.
- В 2002 году солистка ансамбля «Волга-Волга» Аня Стулова попросила сшить для нее костюм Снегурочки. Мы подошли к директору «Тестильщика» Владимиру Васильковскому, он согласился: «Давайте сошьем!». Владимир Иванович - отличный хозяйственник, у него в запасах хранилось несколько импортных свадебных платьев. На них было много искусственного жемчуга, и мы украсили им костюм. Он был из голубой ткани, со снежинками, вышитый серебром. Очень красивая Аня имела успех.

 

Не копия, а попытка
- А исторические костюмы когда начали шить?
- Все началось четыре с половиной года назад с желания сделать копию вохомского головного убора, оригинал которого мне привезли из музея. Он весь расшит серебром и золотом. Сделала копию и принесла в ОДНТ. Коллегам понравилось, и директор Людмила Тарабрина дала мне возможность шить исторические костюмы. А вообще я давно начала интересоваться тем, как одевались наши предки.
- Почему свои работы вы называете «попыткой» русского народного костюма XIX века?
- Многое еще не изучено, в моих работах есть отклонения - фурнитура, ткань. К сожалению, не всегда доступны источники. Чтобы сделать копию крестьянского наряда, пришлось ходить по архивам, библиотекам. Брала с собой фотоаппарат и делала снимки костюмов из старинных книг, репродукций. Точные описания искала в архивах. Изучила я и старинный крой.

 

Сарафан в наследство
- Как кроили наши предки?
- В деревнях не было портных, так что шили себе сами. Чтобы сшить сарафан, брали полотнище, собирали спереди и сзади и пришивали лямочки. Рубахи мастерили так: сворачивали ткань пополам, вырезали горлышко, делали боковые швы и пришивали рукав. С годами начали подходить к этому грамотнее, делать выкройки. В то время сантиметром служила веревочка, которой снимали мерки, их было 27. До того, как сделать одежду по фигуре, доходили сами. Сарафаны шили из трех полотнищ – двух спереди и одного сзади. В нижней части в боковые швы вшивалось несколько косых клиньев, расширявших подол. Кстати, одежда тогда для удобства была очень широкой. Вместо выточек тоже вставляли клинышки. Обязательно спереди делали разрез для кормления ребенка грудью. И нарядные, и простые платья были обязательно с разрезом. Сарафаны из шелковых тканей украшались кружевом, вышивкой из золотых и серебряных нитей, серебряными и позолоченными пуговицами. В XVIII — XIX веках праздничные сарафаны высоко ценились, их берегли, передавали по наследству из поколения в поколение.
- А как же мода?
- Время шло, и мода менялась. C годами стали меняться элементы, крой, цвета. В XVIII веке были красный и черный, в начале XIX века добавились зеленый, синий, серый, а потом появились и фабричные ткани. А раньше, например, клеточку плели руками, она называлась «пестреть». Что же касается головных уборов, то сначала это был кокошник, потом появляются уборы поменьше, а со временем они вообще превратились в повязку.

 

Кокошник не очень удобен
- Почему пришлось отказаться от кокошника?
- Кокошник очень неудобно носить. Во-первых, он тяжелый. Он делается на картоне, а по контуру пускается проволока. Богатые украшали его натуральными камнями. Во-вторых, в кокошнике надо ходить прямо, уметь правильно держать голову. Если начнешь сутулиться, кокошник, хотя и крепко сидит, будет мотаться и наклоняться. Кстати, галичанки его носили дольше всех, до начала ХХ века. Наверное, это связано с состоятельностью галичан.
- Материалы для будущего костюма как подбираете?
- Покупаю в костромских магазинах. Иногда приходится не один день ездить, искать ткани, тесьму, кружево. Очень трудно бывает найти что-то похожее на русский народный сарафан. Бывает, покупаю ткань с болящей душой, из-за того, что время поджимает. Но бывает и так, что ткань идеально подходит. Вот, например, сатин сейчас выпускают со старинным рисунком. Раньше одежду шили из льна и сатина, потом появился хлопок, но он меньше, чем лен с сатином, котировался.

 

Ни пуха ни пера
- А для утепления что использовали? Не пробовали пух и перья как сейчас?
- Для утепления простегивали вату, а перышки тогда очень ценились. Из них делали перины и подушки, которые готовили в приданое детям, а одежду утепляли ватой, оторачивали натуральным мехом.
- Как у модельера и закройщика не могу не спросить у вас совета: как выбирать вещи?
- Нужно смотреть, как она скроена, качественная ли ткань на ощупь, соответствует ли этому фасону, практичная ли, как будет выглядеть после стирки. Даже по одному элементику - воротничку, рукаву, манжетику, сборочке, аппликации, застежке можно судить о качестве вещи. Но, к сожалению, вещи сейчас в основном отвратительного качества.

 

Одевайтесь по… фигуре
- Какой совет можете дать современным модницам?
- Надевая на себя вещь, нужно обязательно учитывать свою фигуру. Особенно это касается брюк с низкой посадкой, они лишают женщин талии.
- Вы, наверное, всю одежду себе сами шьете?
- К сожалению, нет времени. К Новому году даже ничего не сшила. Вообще я не приемлю ширпотреб из-за плохого качества. Даже если готовое что-то куплю, перешиваю. Вот купила платье - воротник и рукав переделала, но все равно баланс не тот, и сидит оно некрасиво, так и не надевала ни разу. В повседневной жизни стараюсь надевать что попроще - кофточки, юбочки. Понимаю, что на меня смотрят, как на портниху, и даже ничего не знающий о шитье увидит какие-то недостатки.

 

Юлия Меркурьева
Фото автора и из архива Екатерины Чугиной

Партнеры