Илья Чистяков: Кто мы и зачем живем?

 

 

С Ильей Чистяковым мы познакомились благодаря лазертак-клубу «Вояка». Оказалось, что сам Илья возглавляет недавно появившийся в Костроме молодежный патриотический клуб «Ставр». В нем двадцать пять единомышленников, которые хотят возродить почти забытые русские традиции.

 

Наш символ - православный крест

- Как долго клуб существует?
- Мы совсем еще молоды, организации всего пять месяцев.
- Основная идея вашей организации – любовь к Родине и возрождение присущих русскому человеку устоев и традиций. Как ты ощутил или понял, что понятие Родина для тебя не пустой звук?
- Мои родители-преподаватели познакомились во время учебы в костромском тогда еще пединституте на историческом факультете. Понятно, что человек, родившийся в такой семье, не может не любить историю своей страны. Мы вместе смотрели исторические фильмы. Постепенно приходило понимание.
- И когда задумался о создании патриотического клуба?
- Переломным стал 2013 год. Заинтересовался патриотическим движением. Меня привлек клуб из Астрахани. Стали собираться у кого-то на работе небольшим коллективом студентов. Сделали устав организации, определили, чем будем заниматься.
- Прочему именно «Ставр»?
- «Ставр» от греческого «ставрос» – крест. Ставром звали и одного из былинных богатырей. Помните, мульт- фильм про Ставра Годиновича и Василису Никуличну? Наш символ - православный крест - можно увидеть в храмах. Основа организации - мужское братство, но у нас есть и сестры, наша опора и поддержка. Мужчина же - это глава семьи, защитник, воин, а женщина – хранительница очага. Хотя никакой дискриминации по половому признаку среди нас, конечно, нет. Некоторыми направлениями деятельности руководят девушки.
- А что за направления деятельности?
- Военно-спортивное, туризм и русская культура. Кстати, недавно запустили фото-школу. Появилась потребность снимать наши мероприятия. Ребята получают практические навыки фотосъемки и обработки фотографий, пишут материалы.


Хочу в военную разведку
- В рамках военно-спортивной подготовки у вас существуют «полевые выходы». Что это такое и для чего они нужны?
- Это тоже одно из наших направлений - школа выживания. Ребята получают элементарные навыки выживания в лесу. Учатся разжигать костер в сугробе сырыми дровами, добывать еду, дезинфицировать воду.
- И как же?
- С водой все просто. Три веточки складываем пирамидой. Привязываем к ним друг над дружкой куски чистой ткани. И пропускаем сверху вниз сквозь них воду, пусть даже и из лужи. На выходе будет относительно чистая вода, которую лучше, правда, прокипятить на костре.
- А как быть с едой - где зимой в лесу раздобыть пищу?
- На самом деле не сложно. Можно попытаться найти, например, заячью тропу и установить на ней ловушку из подручных материалов, веток и крепкой нитки. Добавим к этому немного терпения, и ужин сам придет.
- На полевых выходах занимаетесь не только выживанием?
- Да, есть небольшой курс военной подготовки. Строим полосы препятствий, проводим занятия по стрельбе, строевой подготовке, культуре оружия - это сборка-разборка автомата. Учим ребят обращаться с ножом в пределах личной самообороны. Но только полевыми выходами дело не ограничивается. У нас есть свой небольшой тренажерный зал. Мы его создали своими силами и на собственные средства. Сами себя развиваем. Занимаемся греко-римской борьбой, грепплингом, панкратионом.
- А последние два вида - это что такое? В первый раз о них слышу.
- Это олимпийские виды единоборств – борьба. Панкратион известен очень давно. В мифологии говорится, что его создали Тесей и Геракл. В Древней Греции он входил в программу Олимпийских игр.
- В публичных спортивных мероприятиях принимаете участие?
- Скорее, сами устраиваем соревнования. Скажем, 1 января - в день Ильи Муромца на одиннадцать утра у нас запланирована пробежка. Соберемся на Сусанинской площади и побежим по улице Симановского - там наш штаб.
- Илья, ты упомянул о военной подготовке, а как ребята из вашего клуба относятся к службе в армии?
- Это одно из обязательных направлений подготовки в клубе. Есть парни, которые связывают всю свою будущую жизнь со службой в армии.
- А сам служил?
- Пока нет, но собираюсь. Как только закончу учебу, обязательно пойду в армию. В детстве я немного болел. И боялся, что это может помешать службе. Пришлось позаниматься здоровьем, сейчас почти готов.
- И куда именно хочешь попасть?
- В военную разведку.

 

Соприкосновение культур
- Вы ставите себе целью еще развитие русской культуры. Что это значит?
- Цель нашего клуба - объединение молодежи в единую организацию на основе идеи любви и преданности своей родине, православной вере, традициям и обычаям своего народа. Мы православные, как и наши предки. Но, подчеркну, мы открыты к общению с людьми любой конфессии и мировоззрения. У нас много друзей среди армян и дагестанцев. Это абсолютно нормально. Для нас важно уважение ко всем религиям и народам, существующим и в России, и за ее пределами. Вы, наверное, замечали, что кавказский танец можно увидеть и на улице, в каком-то общественном месте?
- Есть такое дело.
- У нас есть мечта. Допустим, идет по улице простой русский парень и видит, что кавказцы танцуют лезгинку - может, свадьба у них или другое торжество. И тут наш Иван или Петр подхватил бы идею, но станцевал уже «Барыню» или прошелся вприсядку.
- Думаешь, такое возможно?
- Представьте себе, такое было на форуме «Селигер». Парни из Ингушетии и Дагестана соревновались между собой в лезгинке. Ну и мы подключились с настоящим русским плясом - с элементами бузы, акробатическими трюками. Народ смотрел с восхищением на то, как наши парни «зажигали». Важно, что и мы, и кавказцы получили тогда огромное удовольствие от соприкосновения наших культур.

 

В каждом движении свой смысл
- Я знаю, что у вас есть вечёрка. Что это такое?
- Роль мужчины и девушки, семьи - все это заложено в нашей культуре. И, разумеется, все это есть в плясе, песнях. Вечёрка - что-то вроде вечеринки, где собираются парни и девушки. Именно так назывались вечера, на которые вместо дискотек ходили наши бабушки и дедушки. Кстати, мои дед с бабушкой познакомились именно на вечёрке.
- Точно как на дискотеке.
- Но в те времена существовали строгие правила, и за неуважение к девушкам или окружающим могли и побить. Главное на вечёрке, как и на дискотеке, – танцы. Правда, в отличие от современности, тогда едва ли не каждое движение имело свой смысл. Подошел парень к девушке, топнул перед ней ногой - она должна или выйти на танец, или, если отказывается, стукнуть о пол каблучком. Существовали танцы, в которых мужчина мог показать свои ловкость и силу. Ну и, конечно, отдыхали без алкоголя, сигарет и наркотиков. Наслаждались, прежде всего, душевно.
- Но ведь вас интересуют не только танцы и песни.
- Да, нам интересны одежда, предметы повседневного обихода. А еще мысли и чувства наших предков. Взять хотя бы современные народные ансамбли - все в одинаковых платьях. Но раньше каждая женщина шила платье со своим узором, какими-то элементами, обозначавшими замужем она или нет. Неприлично было появиться в общественном месте с распущенными волосами - слово «распущенность» оттуда и пошло. Все эти моменты помогают нам осознать, кто мы и зачем живем. Наша культура - это душа. Если народ начнет забывать ее, мы станем бездуховными людьми.

 

Алексей ВОИНОВ

 

Партнеры