Татьяна Груздева: Лен на вес золота

 

С виду простые и незатейливые фигурки… То, что еще полвека назад считалось обычной детской игрушкой, сейчас стало драгоценными экспонатами, которых не найдешь ни в одном магазине. Татьяна Груздева из Галича («СП» уже не раз бывала в Галичском районе с «губернской экспедицией») восемь лет занимается плетением льняных кукол. Она не просто возродила забытую традицию, но и превратила ее в настоящее искусство.

 

 

 

Руки сами делают
- Как получилось, что вы вдруг начали плести кукол?
- Я давно увлекалась декоративно-прикладным творчеством. Когда пришла работать в музей, старалась ездить на выставки. Увидела, что сейчас везде именно куклы популярны, тряпичные, из соломы, сена. А из льна вот нигде не видела.
- И кто же вас тогда этому научил?
- Моя бабушка раньше занималась переработкой льна. Из остатков его плела нам таких кукол и нас учила. Вообще издавна такие куклы считались оберегами. Я вспомнила, как она это делала, и вот так сама воспроизвела.
- То есть у вас даже образцов сейчас нет?
- Все удивляются, как это получилось. Но у меня действительно нет никакой технологии, чтобы объяснить в теории, как делаю, - просто идет из души. У меня нет никаких схем и образцов. Просто воспоминания из детства: руки помнят и сами все делают.
- А от себя вы что-то добавили в их образ?
- Конечно. У бабушки куклы получались самые простые. Начала я тоже с таких, а потом стала добавлять разные украшения, детали. В ход идет даже межвенцовый утеплитель - из него шубки, шапочки получаются для кукол. Кружева начала использовать как украшения, но это опять же все из льна.
- Какая деталь придает таким куклам значение оберега?
- У всех кукол обязательно должна быть длинная коса – это символ долгой счастливой жизни. Многие мужчины-шоферы их вешают в машины. А, например, веник, он сам по себе считается оберегом, даже обычный: если повернуть его вверх - это к деньгам, а если вниз – все плохое выметается из дома.


Тепло идет
- Долго работаете над одним изделием?
- Все по-разному, в зависимости от сложности и размера. Надо, во-первых, вычесать лен (я беру в основном остатки). Для этого есть специальный деревянный гребень, он же одновременно и экспонат, так как очень старый - другого такого сейчас и не найдешь. На одно изделие неделя может уйти, если не сидеть целый день не отрываясь.
- И сколько всего в вашей коллекции кукол?
- Не считала даже (смеется). Очень много, около тысячи, наверно.
- Каждая кукла — отдельный персонаж?
- Да, у меня ни одна работа не повторяется, особенно сюжетные. Даже двух одинаковых нет. Всегда добавляю что-то новое, какую-то интересную деталь. Еще и от настроения зависит. Поэтому всегда разные получаются.
- Чем куклы, сплетенные из льна, отличаются от тряпичных?
- Лен – это безотходное производство. И это истинно русское волокно. Всю жизнь он ценился на вес золота. А еще лен – спутник женской судьбы. Когда берешь его в руки, от него тепло идет. Кто бы ни пробовал, замечал это. А ткань - она может и запачкаться со временем. Почему-то людям нравится именно лен. Причем не только наши, русские, но и иностранцы это ценят. В Костроме кукол быстро раскупают на выставках.
- Это такая редкость, получается… А вы сами еще знаете мастеров этого дела?
- Я уже говорила, что многие делают кукол из соломы, из ткани, а из льна нет. Даже в интернете, когда смотрю, ничего подобного не нахожу. К нам на прошлой неделе приезжала делегация из Владимира, была заведующая отделом культуры Владимирской области. Им тоже очень понравилось, сказали: у них такого нет нигде.


Некоторые в глаза не видели
- А откуда пошла такая традиция - плести кукол, вы знаете?
- Испокон веков на галичской земле взращивали лен, теребили, колотили, пряли, ткали и конечно же оставались отходы. Из остатков льна в старину и делали примитивную куклу для детей.
- Сейчас уже лен, увы, мало выращивают.
- Все синтетикой заменяется, поэтому и традиция уходит. А мы пытаемся ее возродить. И когда говоришь людям, что из льна сделано, они порой удивляются: «Да, это лен?!» То есть некоторые его даже не видели. Моя задача еще - донести до всех, какого это труда стоило. Интересно, что лен раньше мужчина засевал рано утром, и больше мужская рука его не касалась: женщины обрабатывали, пололи, чесали, долго отбеливали – такая трудоемкая работа проводилась, чтобы получить полотно.
- Современных детей сложно чем-то удивить. Когда они приходят на выставку, как реагируют?
- Детям очень нравится, когда я рассказываю, как рубашка в поле выросла, показываю семечко, потому что мало кто видел даже, как оно выглядит. Рассказываю, как лен сеют, как выращивают, обрабатывают. Мы проводим интерактивные программы вместе с нашим народным хором «Галичаночка». И ребятам интересно. Причем как девочкам, так и мальчикам. Когда первый раз приходят на выставку, сами говорят: а можно мы придем тоже заниматься?
- То есть у вас уже и свои последователи есть?
- Да, дети приходят, хоть и не на постоянной основе, но их тоже это увлекает. На областном конкурсе «Вифлеемская звезда» мы вместе с ребятами занимали первые места три раза подряд.


Предлагали бешеные деньги
- А ведь кроме кукол в вашей коллекции есть и другие персонажи.
- Да, есть еще коллекции лошадок. Они тоже почему-то пользуется спросом. Сюжетные композиции создаю: «Руслан и Людмила» (к дню рождения Пушкина делала), «Венчание Михаила Романова». Детки, когда приходят, сразу всех узнают, сами рассказывают, и им еще интереснее становится. А в столичном музее народной игрушки находится моя работа «Казаки».
- Ваш музей богат, смотрю, не только этим.
- У нас есть выставки декоративно-прикладного творчества. Здесь собраны работы умельцев Галича и Галичского района: вышивки крестом, бисером, лентой, резьба по дереву и многое другое. С 2008 года начал работать экспозиционно-выставочный зал «Русская изба. Жили-были». Мы сами собираем все экспонаты, люди приносят многие вещи в дар. У меня здесь экскурсии обычно на два часа растягиваются (смеется). Я рассказываю про каждый угол: красный, мужской, печной, про все предметы быта.
- И часто проводите такие экскурсии?
- Да, особенно летом, в каникулы. Показываю и целый сундук с приданым. В нем хранятся кружева, полотенца, рубашки, даже свадебный рушник - они сшиты на ткацком стане тоже из льна. Материал очень прочный, поэтому они хорошо сохранились, хотя им уже более ста лет. Когда из Питера приезжали туристы, хотели купить, предлагали за это бешеные деньги. Но для музея это все бесценно. Мы хотим сделать целую выставку - «Как вязали наши бабушки».
- А что для вас самое главное?
- Сам процесс плетения из льна: я просто отдыхаю. Особенно когда знаешь, что для кого-то делаешь – всю душу вкладываешь. Ведь это не просто игрушка – в нее важно еще и хорошую энергетику вложить. А когда даришь, нужно обязательно рассказать, для чего эта кукла нужна… Приятно, когда людям это нравится, когда знаешь, что она кому-то может принести удачу. Должны же мы во что-то хорошее верить и не забывать свои традиции.


Лиана МЕСЯН
Фото автора

 

Партнеры