Маленькая страна

 

Чтобы обойти ее - страну под названием Фондохранилище - целиком, корреспонденту «СП» понадобилось всего-навсего три дня

 

 

Погода круглый год стабильно хороша; что ни местный житель, то шедевр; и уникальные медицинские центры, и сверхсовременные пожарные части - все в шаговой доступности. Здесь бы жить. Но корреспондента «СП» в сказочную страну, уже почти год существующую в самом центре Костромы, пускают только погостить. Кстати, на экскурсию сюда совсем скоро сможет проникнуть каждый, а вот остаться тут на ПМЖ суждено немногим. Немногим более шестисот тысяч предметов из коллекции Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника насовсем поселиться здесь, во вновь построенном фондохранилище, мечтали последние десять лет. Мечты сбылись - прогуливаясь по новейшему хранилищу вместе с музейщиками, «Северная правда» лично убедилась, как комфортно теперь живется в Костроме живописным полотнам и графическим рисункам, археологическим находкам и кузнецовскому фарфору. И конечно, самим музейным работникам.

 

Великое переселение... предметов
Кто из них - дымковская игрушка, уже обосновавшаяся на просторной полке, или графические листы, наконец «улегшиеся» в специальные драйверы, - больше рад новоселью, сказать трудно. Но что, переехав в современное фондохранилище, бесконечно счастливы музейные сотрудники, очевидно. По небольшой площадке между Дворянским собранием и Романовским музеем они проводят гостей, как по Красной площади. Эта площадка, на которой прошлой осенью «выросло» долгожданное хранилище, для костромских музейщиков теперь действительно главная площадь в жизни.
Вот уже больше года сюда, в новостройку на проспекте Мира, они свозят шестьсот тысяч(!) музейных предметов, расселенных по всему городу. За сто лет, что главный музей региона жил без единого фондохранилища, его коллекции успели обосноваться в Романовском музее и Дворянском собрании, в пожарной каланче и областном Доме народного творчества. «Фотографии мы перевозим в папках целыми ящиками, а, к примеру, картины, чтобы не допустить ни малейшего их повреждения, по одной», - делится главный хранитель Костромского государственного музея-заповедника Сергей Рябинцев.
Вот так - «целыми ящиками» или «по одной» - сегодня удалось полностью перевезти в хранилище фонды «Графика» и «Фотографии», «Археология» и «Ценная редкая книга», «Нумизматика» и «Керамика. Стекло», в новое здание уже переехали библиотека и архив. Скоро с новосельем тоже можно будет поздравить фонды «Живопись светская» и «Культовая живопись», «Дерево» и «Документы». Как быстро приживутся новоселы в фондохранилище (у многих музейных предметов непростой характер и колоссальные запросы), пока прогнозировать трудно. Но с трудностями, в принципе любыми, музейщики готовы справляться: в костромском хранилище - целой стране, пусть даже небольшой - есть все, что человеку для счастья нужно. И не только человеку.

 

 

И полечат, и потушат
«Теперь у каждого нашего сотрудника есть собственный компьютер», - радуется хранитель фонда «Керамика. Стекло» Наталья Погорелова. После тщательного исследования трех этажей и цоколя выясняется: компьютеры - еще не самая большая радость. Для научных сотрудников музея здесь, на четырех тысячах квадратных метров (костромское фондохранилище - одно из крупнейших в ЦФО), оборудованы просторные и светлые кабинеты, удобные и безопасные спуски и даже снабженная холодильником-микроволновкой-чайниками комната для приема пищи. В общем, вся инфраструктура имеется.
Музейным предметам на отсутствие инфраструктуры жаловаться тоже не приходится. Исключительно для них - один грузовой лифт (на нем перемещаются самые увесистые и масштабные экспонаты), две вентиляционные камеры и специальное оборудование, которое помогает поддерживать в здании три температурно-влажностных режима. Для большинства экспонатов, говорят музейщики, идеальные показатели - восемнадцать-двадцать градусов по Цельсию и 50-55 процентов влажности. У кого-то, впрочем, другие, исключительные, требования.
Но уж что точно необходимо всем музейным предметам без исключения - это «медицинский центр» и «пожарная часть» на случай беды. Первый музейщики называют дезокамерой с изолятором: здесь каждый поступающий в хранилище экспонат проходит обследование на предмет наличия грибка или плесени и, если они обнаружены, ложится на обработку в «стационар». Вторая в стенах фондохранилища называется станцией пожаротушения: здесь сосредоточены баллоны, заправленные газом хладон-23. Случись возгорание - по трубам этот газ доберется до помещений, где хранятся экспонаты, и быстро вытеснит кислород. Пожар будет потушен, и - что самое главное - музейные предметы останутся сухими. Ну, а скопившийся в помещениях газ через отверстия в дверях выкачают специальные машинки со шлангами - управлять ими умеют сами сотрудники фондохранилища.

 

 

Из хранилища - на выставку
Да что там - разобраться в системе пожаротушения: научные сотрудники Костромского государственного музея-заповедника запросто разбираются в колоссальных коллекциях. Хранитель фонда «Археология» Сергей Цветков в своих «трехкомнатных» владениях, расположенных в цоколе, ориентируется без труда. Археологическая коллекция костромского музея-заповедника насчитывает более двухсот тысяч(!) предметов - Сергей Цветков легко отыскивает среди них внушительное древко «Кирка - мотыга». Рассказывает: оно не для войны и не для труда - скорее для имиджа. Просто символ власти - жезл вождя.
О чем еще могут рассказать предметы каменного, бронзового и железного веков, Средневековья и нового времени, найденные когда-либо на территории Костромской области, трудно даже представить. Сейчас хранитель фонда «Археология» аккуратно раскладывает их по картонным ящикам и составляет топографические описи. Но уже в наступающем декабре часть коллекции вновь покинет хранилище - и на масштабной археологической выставке в Картинной галерее в Рыбных рядах историю экспонатов сможет узнать каждый костромич.
На втором-третьем этажах нового фондохранилища тоже активно готовятся к выставке. Реставрационной. Впрочем, неактивной жизни в отделе реставрации просто не бывает: в частичном или тотальном восстановлении - признается заведующая отделом Антонина Шувалова - нуждаются практически все предметы в многотысячной коллекции Костромского музея-заповедника. Сейчас, после новоселья, спасать экспонаты стало гораздо проще: благодаря областным целевым программам и строителям фондохранилища у музейных реставраторов теперь есть большие мраморные столы. А это значит, что без проблем специалисты смогут работать даже над масштабными живописными полотнами.
«Свежая новость! - Антонина Шувалова показывает на одну из картин. - Несколько дней назад этот предмет из усадьбы Нероново возили на рентген. Рентген показал: под верхним изображением «скрывается» портрет человека, очень похожего на императора Александра I». Покажется ли «истинное лицо» картины на ближайшей реставрационной выставке, пока не ясно, но юбка, которую в соседнем помещении «возрождает» художник-реставратор по тканям Ольга Перцева, уже наверняка появится перед зрителем. Костюмы из фондов музея-заповедника тоже планируют выставить в ближайшее время.

 

Драйверы для графики
Пусть Год литературы подходит к концу, о книгах в новейшем фондохранилище никто не перестает заботиться. Напротив, теперь этой заботы еще больше. «Стеллажи на мобильном основании, как видите, образуют целиковый короб, - хранитель фонда «Ценная редкая книга» Иван Кузьмичев демонстрирует, как легко съезжаются и разъезжаются книжные полки. - Эта конструкция не позволяет пыли проникать внутрь и оседать на книгах». А потому талмуд 1522 года (это один из самых возрастных экспонатов, всего же на попечении Ивана Кузьмичева их семнадцать тысяч) в руках хранителя выглядит как новенький. «Костромские губернские ведомости» за 1838-й тоже будто только вчера из печати.
Отныне за сохранность графических листов можно не волноваться - хранитель фонда «Графика» Нина Померанцева рапортует уверенно. И уже не так бодро интересуется: «Вы помните, что наш фонд представлял из себя раньше?». Тесное помещение, расположенное прямо в Романовском музее, теперь в прошлом - вместо него невероятный простор и новейшие драйверы. В каждый отсек такого приспособления помещается не больше сорока графических листов, разделенных между собой микалентной (значит натуральной хлопковой) бумагой. Те же листы, что в драйвер на убираются, «прячутся» в конвертах или, наоборот, красуются, развешанные под потолком. Но в любом случае существуют совершенно безопасно.

 

Самые открытые

«Проходите - проведем небольшую экскурсию!» - хранитель фонда «Керамика. Стекло» Наталья Погорелова вот так, буквально с распростертыми объятиями, корреспондента «СП» встречает отнюдь не случайно. Две светлые комнаты, слитые в одну, уже сейчас напоминают не помещение для хранения, а выставочный зал. А совсем скоро именно выставочным залом и будут: фонд «Керамика. Стекло» музейщики предполагают открыть для всех желающих. Правда, сразу уточняют: о посещении нужно будет договариваться заранее.
Впрочем, о своей уникальной пятитысячной коллекции Наталья Погорелова готова рассказывать любому гостю и в любое время. Еще бы: нигде больше в Костроме не увидишь столько дымковской игрушки и скопинской керамики, холмогорской резьбы и агитационного фарфора. Из уж совершенно неожиданного - пять(!) Прасковий Малининых работы скульптора Натальи Максимченко и более ста курительных трубок XVIII века, не бело-синий, а пышно-разноцветный гжель, не крошечные, а огромные флаконы из-под духов.
Коллекция фонда в разные годы пополнялась за счет экспедиций в бывшие дворянские усадьбы, государственных закупок и, конечно, частных вложений. «Совсем недавно костромичка Татьяна Туровская преподнесла нам в дар бокал Императорского стекольного завода середины XIX века и масленку «Спаржа», изготовленную на легендарной фабрике Кузнецова. Это удивительно!» - щедростью костромичей Наталья Погорелова не устает восхищаться. И надеется, что, когда ее фонд наконец откроют для посетителей, отбоя от экскурсантов не будет - фондохранилище Костромского государственного музея-заповедника должно стать еще и просветительским центром региона.

 

Дарья ШАНИНА
Фото автора


Автор благодарит за помощь в организации путешествия по фондохранилищу генерального директора Костромского государственного музея-заповедника Наталью Павличкову, главного хранителя музея Сергея Рябинцева и менеджера по связям с общественностью Дарью Завьялову.

 

Партнеры