Екатерина Киселева: Без чувства юмора – никуда

 Мало кто в наше время готов посвятить себя педагогике. Екатерина Киселева – одна из немногих. Еще до поступления в университет она знала, что будет работать с детьми. Катя всегда в их окружении: сегодня праздничное мероприятие, а завтра – очередная смена в лагере. Дети заряжают ее позитивом, который она передает окружающим. Вот и нам досталась частичка.

 

 

 Кааатяяя!
- Катя, я вот смотрю на тебя, ты такая оптимистка. Неужели никогда не грустишь?
- Грущу (смеется). Вчера даже плакала, когда уезжала из лагеря. Мне было очень жалко расставаться с детьми. Они же все воспринимают в два раза сильнее, чем взрослые. Недавно в лагерь девочка приехала. Бежит ко мне обниматься, руки раскидывает в стороны и кричит: «Кааатяяя!». Знаете, как это здорово!
- Почему ты решила стать педагогом? Это же такая непопулярная сейчас профессия.
- Моя бабушка - учитель начальных классов. Двоюродная сестра - биолог, тоже КГУ имени Н.А. Некрасова заканчивала. Когда я выбирала профессию, была уверена: должна работать с людьми. А потом поняла, что именно с детьми. Даже при поступлении в университет я подавала документы только на специальность «Социальный педагог».  
- Откуда такая любовь к детям?
- Наверное, с детства. У меня есть две младшие сестры, с которыми я водилась. Вообще мне всегда нравилось находиться в компании людей, что-то рассказывать, спрашивать. И сейчас понимаю, что я сделала правильный выбор. Мне нравится моя профессия.

Даже «Гарри Поттера»
не читал
- Что  входит в обязанности педагога-организатора?
- Я разрабатываю и провожу все мероприятия и праздники, которые запланированы на год. Еще работаю с активом - это подростки из разных объединений. Кто-то из них, например, ходит танцевать, кто-то заниматься на тренажерах. У нас есть орган детского самоуправления. Мы сами можем проводить социальные акции, участвовать в конкурсах. Например, решили, что на следующий год создадим экологический проект. Средства на его реализацию уже есть. Мой воспитанник выиграл конкурс, получил грант.
- Нагрузки немаленькие. Как справляешься?
- Привыкла. Когда погружаюсь в работу, забываю обо всем. И как можно уставать от того, что тебе приносит удовольствие?!
- Какими качествами должен обладать педагог-организатор?
- Думаю, в первую очередь чувством юмора (улыбается). Он должен быть активным, мобильным, потому что очень часто мероприятие идет не по плану и приходится все быстро-быстро перестраивать.
- Молодой педагог – это плюс, как считаешь? Для учреждения, где работаешь, для самих детей?
- Конечно. Молодой педагог сам не так давно был ребенком, и он прекрасно понимает, чего хотят современные дети, чем они интересуются. Взять хотя бы мультипликационных героев. Педагоги старшего поколения многих из них не знают, а кто-то даже «Гарри Поттера» не читал. Детям важно, чтобы с ними были на одной волне.
- Существует какое-то «золотое правило», которое ты услышала от преподавателей в университете и до сих пор руководствуешься им?
- Нас в университете часто спрашивали, какие качества важны для педагога? Мы начинали перечислять: он должен быть отзывчивым, умным, любить детей. После этого наш преподаватель говорила: «Понятие «любить» абстрактное. Оно, с одной стороны, включает в себя все, а с другой – ничего. Прежде всего вы должны уважать детей, учитывать их права и потребности, дать возможность реализоваться». Это я точно запомнила.

Вся перетрясешься
- Как думаешь, почему в учительской среде преобладают женщины?
- Мужчин от этой профессии отталкивает невысокая зарплата. Хотя, я считаю, мужчины-педагоги – очень здорово! Они более дисциплинированны. А когда необходима мягкость, лояльность, на помощь приходят женщины.
- Никогда не возникало желания все это бросить?
- Нет. Мне, наоборот, хочется расширять круг своих интересов. Каждый учебный год я ищу себе какое-нибудь хобби, увлечение. Одно время занималась карате. В прошедший учебный год я посещала курсы игры на гитаре. В планах – художественная школа для взрослых. Я, бывает, смотрю на людей, которые реально могут что-то сделать своими руками, и тоже хочется. Это же прекрасно.
- В процессе работы больше всего от чего устаешь?
- От переживаний. Когда твои воспитанники выступают где-то, вся перетрясешься, переволнуешься за них. Или когда ответственное мероприятие проводишь. У нас же дети разные занимаются. Есть и с синдромом Дауна.
- Ты проводишь массу мероприятий, часто ездишь в детские лагеря. На всю жизнь что-то запомнилось?
- Наверное, как я первый раз ездила в лагерь. Мы тогда отработали три смены подряд, каждая из них длилась 21 день. Жутко устали. После той поездки я сказала, что в лагерь больше ни ногой (смеется). Но со временем меня это дело затянуло. Помню, как мне ребенок в лагере написал записку большими буквами: «Екатерина Александровна, я вас люблю». Было приятно.

Я все сумею
- Сама чему-то учишься у детей?
- Учишься многое прощать. Дети, бывает, серьезно ссорятся друг с другом, а через пять минут просят прощения. Еще учишься идти на компромисс. Если постоянно настаивать на своем, то это ни к чему хорошему не приведет. И не правы те, кто говорят, что сейчас детям ничего не надо. Знаете, у них наполеоновские планы, они много чем увлекаются. Среди детей немало талантливых и разносторонних личностей.
- Ты опекаешь детей. А они заботятся о тебе?
- Подростки, с которыми я занимаюсь, конечно, размышляют по-взрослому. Они в трудной ситуации и помочь могут. В лагере есть такая вечерняя форма общения - «огонек», когда весь отряд собирается, зажигает свечки и делится впечатлениями. У нас один такой «огонек» был посвящен времени. Говорили, как его правильно распределять. Они такие умные слова и вещи говорили, что мы поражались.
- У позитивного педагога есть какой-то жизненный девиз?
- Когда я участвовала в конкурсе педагогического мастерства, придумала себе девиз: «Я все смогу, я все сумею». Членам жюри, видимо, настолько самолюбивыми показались эти слова, что они их заменили. Об этом я узнала уже во время награждения победителей. С тех пор никаких девизов себе не выбираю (смеется).

Максим ВИНОГРАДОВ
Фото из архива
Екатерины Киселевой

 

Партнеры