Наталья Мясникова: Сама сдам нормы ГТО

После десятилетнего перерыва в Костромской области, по инициативе главы региона Сергея Ситникова, был возрожден конкурс «Учитель года». Через четверть века на государственном уровне восстанавливается комплекс «Готов к труду и обороне». Хорошие традиции вновь обретают былую популярность. И к обеим из них учитель физкультуры средней школы №31 Наталья Мясникова имеет самое непосредственное отношение. Ее проект по внедрению комплекса ГТО стал лучшим в России, а сама Наталья недавно стала лучшим учителем региона.

 

досье:

Наталья Мясникова
Учитель физкультуры средней школы №31 Костромы.
Окончила Шарьинское педагогическое училище и Ярославский  государственный университет  им. К.Д. Ушинского.
Имеет второе образование по специальности «Психолог».
В 2014 году стала победителем всероссийского конкурса проектов в области внедрения физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» с проектом «Спорт - мой самый лучший друг».
В мае 2015 года выиграла областной конкурс «Учитель года».

 

В первый день испугалась
- Наталья Юрьевна, сколько вы работаете в школе?
- Двадцать четыре года. Спасибо моему учителю физкультуры Ольге Анатольевне Данилычевой, которая заметив мои данные, взяла к себе в спортивную секцию волейбола. Со временем результаты становились все лучше, и когда стоял выбор - где продолжить обучение, оказалось много вариантов. Ольга Анатольевна сказала: «У тебя есть все данные, чтобы быть учителем физкультуры». И она отправила меня в Шарьинское педучилище, а после - в ЯГПУ имени Ушинского.
- Помните свой первый день в школе?
- Конечно! Стоят в строю девятиклассники - все выше меня на голову. Страшно было! Да, думала, как справлюсь. Но все получилось. Тем более у меня большая мотивация. На добровольных началах первые годы я вела две или три секции. Сама увлекалась китайской гим-
настикой и стала внедрять ее в школе.
- Это первый подобный эксперимент?
- Для Костромы - да. Я начала его через два или три года после того, как пришла в школу. Экспериментальный курс по внедрению ушу в школе был уникальный. Ушу хоть и боевое искусство, но я делала упор на гимнастические упражнения - растяжку, суставную гимнастику, упражнения на укрепление различных групп мышц. Это оказалось ново, интересно. Приходили директора костромских школ, учителя физкультуры  на открытый урок ушу. С тех пор я и начала участвовать в конкурсах.

Мотивировать всем коллективом
- Вы учитель-экспериментатор. Комплекс ГТО - тоже эксперимент в своем роде. Что предполагает ваш проект, представленный на всероссийском конкурсе?
- Наш проект - это средство мотивации. Я считаю, что нужны кадры, спортивное оснащение, методические наработки. Но главное - пробудить интерес у детей. Использовать для этого можно и уроки, и внеурочную систему, внедрять мотивирующие инновационные формы.
- Что предполагает последний пункт?
- Это приглашение известных спортсменов, олимпийских чемпионов, мастеров спорта. У нас подобные встречи были. На них спорт- смены  рассказывали о своих успехах, общались с детьми. Кроме того, считаю, нужны мероприятия, в которых была  бы задействована вся школа. У нас в прошлом году проходил день Олимпийского огня, в котором участвовали все.  Дети из начальных классов делали с классным руководителем проекты по здоровому образу жизни, на уроках иностранного языка читали и переводили тексты на Олимпийскую тематику, на информатике строили диаграммы, изучали скорость бега олимпийских чемпионов и так далее. Важно то, что весь педагогический коллектив работает слаженно, есть тесная взаимосвязь администрации и учителей физкультуры. И еще один момент...
- Какой?
- Важно, чтобы школа для внедрения комплекса ГТО сотрудничала и с другими организациями. Наша школа очень активно сотрудничает с различными городскими структурами. К нам приезжали сотрудники МЧС, мы сами выезжали на базу ОМОНа. Так прививаются навыки не только спортивные, но и связанные с ОБЖ. Комплекс же называется «Готов к труду и обороне».
- Есть определенный шаблон: физкультуру любят больше хулиганы-двоечники...
- Это стереотип. Я бы так детей не делила. Есть часть ребят очень мотивированных на спорт, которые максимально заинтересованы заниматься физкультурой. И есть вторая часть - им интересней проводить время в социальных сетях, за компьютером или мобильным телефоном. И такое деление не зависит от успеваемости.
- Как же заинтересовать вторую часть?
- Это общая задача и родителей, и школы, и власти. Нужна материально-техническая база, чтобы дети предпочитали выходить на спортплощадки, а не сидеть в интернете. Но что касается школы, могу сказать: у нас коллектив заинтересован, чтобы дети развивались. Нет халтурного отношения к пятиминуткам на уроках, разминкам. Когда один учитель физкультуры пытается мотивировать детей - это трудно. Но когда мы в тандеме, когда есть взаимопонимание - есть и результат.
- А награды - золотой и серебряный значок ГТО - тоже вариант мотивации?
- Для части ребят - возможно. Существовал же несколько лет назад норматив «Кострома. Спорт. Здоровье». У части наших детей был интерес. Они спрашивали себя: смогу ли я выполнить норматив на серебряный или золотой значок? Некоторые даже заводили дневники, куда записывали динамику своего развития. Дети чувствовали себя частью важного мероприятия, это заражает.
- Изменит ли внедрение комплекса ГТО состояние здоровья молодежи?
- Только в том случае, если это будет грамотно сделано. Я думаю, не стоит гнаться за количеством, чтобы потом ГТО превратилось в формальность. Сегодня, скажем, мы выдали 200 значков, потом 500, 1000 и так далее. Награды должны получать те, кто этого заслуживает, чтобы значок имел определенную ценность. Давить на детей, чтобы все дружно сдавали ГТО, тоже не надо. Это я как психолог говорю. Иначе это вызовет отторжение. Нужно заинтересовать, причем в игровой форме.
- А сами вы готовы сдать нормы ГТО?
- Безусловно. Три километра без учета времени - пробегу, упражнения на гибкость для меня - не проблема. Кстати, после победы на всероссийском конкурсе я получила сертификат на обучение в РУДН. Теперь я дипломированный тьютор ГТО.

За спиной - вся область
- Вы строгий учитель?
- Скорее, требовательный. Не умею кричать на детей, больше их хвалю. У меня нет четкой градации: «Ты должен подтянуться 15 раз». Есть стимулирующие оценки. Если вижу, что ребенок старается, то поддержу его. Кто-то из детей может испытывать комплекс неполноценности от того, что он полный или никак не может сделать что-то. Для таких учеников есть система карточек, заменяющих упражнения. Он должен справиться с посильной задачей. Был у меня ребенок, который вообще не мог подтягиваться. Мы с ним долго занимались, строили маршрут. Он откорректировал вес, стал подтягиваться девять раз и теперь учится в академии РХБЗ. Все достижимо, но нужно грамотно выстроить процесс.
- Вы больше обрадуетесь своей победе на всероссийском конкурсе «Учитель года» или победе своего выпускника на Олимпиаде?
- Скажу так - тех побед, что есть у меня сейчас, не ожидала. Просто я постоянно в делах и даже не осознаю, что стала «Учителем года». А успехам учеников всегда искренне рада. Недавно вот Кристина Москвина выиграла Кросс Нации. Когда-то я помогла определиться ей с видом спорта и не напрасно.  Большой вклад внес тренер Владимир Николаевич Макаров, с которым мы постоянно сотрудничаем. Сейчас Кристина показывает отличные результаты, она большая умница, и я горжусь ей.
- Совсем скоро всероссийский этап конкурса «Учитель года», подготовка уже идет. Получается, в этом году у вас практически не будет отдыха.
- Действительно, уже идет подготовка к всероссийскому конкурсу «Учитель года».  Предстоит несколько этапов. И ответственность очень большая. Ведь я представляю уже не себя, а свой регион.

Владимир АКСЕНОВ
Фото автора

Партнеры