Мне сверху видно все...

Дрон, коптер, беспилотник - названий у этого чуда техники много. По сути, это радиоуправляемый вертолет с четырьмя или шестью винтами. В гражданской жизни его обычно используют либо в качестве игрушки, либо для фото- и видеосъемки с высоты птичьего полета. Не так давно новинка добралась до Костромы. О том, что же это за птица, «СП» рассказал один из первых его обладателей - костромич Станислав Навоев.
Собственно, сегодня в гостиной «СП» сразу два героя: фото- и видеооператор Станислав Навоев и его питомец - дрон из Гонконга по имени Фантом. Фантом, хоть и машина, но, как выяснилось, весьма сообразительная.

Досье

Станислав Навоев
Первый костромской оператор на первом костромском телевидении «Настя».
Он одним из первых в области начал профессионально заниматься съемкой семейных торжеств и свадеб.
Основная профессия - аэрофотосъемка с помощью беспилотника.
Женат.

 

Слепили из того, что было
- Станислав, с чего все началось? Я имею в виду увлечение коптером.
- Информацию об этих аппаратах я увидел где-то год назад. Но смущала стоимость, потратить на него всю зарплату нереально. Осенью прошлого года я ушел от работодателя в свободное плавание и тогда уже решил воплотить эту мечту не только как развлечение, но и как источник дохода. Мне нужна была серьезная машина.
- Многие, хоть и слышали о существовании этих аппаратов, но что это такое и для чего они нужны, не особо представляют.
- Вертолет, электродвигатели, аккумуляторы, быстрые микропроцессоры существуют давно - по отдельности в них ничего революционного, конечно, нет. Но когда специалисты смогли объединить в одно целое все эти «ингредиенты», получился коптер или дрон, беспилотник. Правильное его название - мультироторная летающая платформа. Существует два класса этих аппаратов: игрушки и профессиональные машины. У игрушек радиус управления до ста метров, нет обратной связи по камере и JPS приемника, меньше грузоподъемность, не слишком надежные моторы.
- То есть это обычный радиоуправляемый вертолет.
- По сути, да. Более серьезные машины имеют не только винты, которых у дрона обычно от четырех до восьми, но и компьютер, гироскоп, систему навигации, альтиметр. Все это помогает ему уверенно ориентироваться в пространстве - выдерживать высоту и направление независимо от ветра, быть стабильным и устойчивым в полете. Причем все это он выполняет самостоятельно, без участия человека.
- Максимальная скорость и допустимая высота у вашего аппарата какие?
- Максимально разгонялся до 83 километров в час. Высота ограничена электроникой - она позволяет дрону подниматься на 140 метров. Теоретически он может и на километр подняться, но это запрещено законом.
- Как насчет высшего пилотажа?
- Возможны, но без камеры и подвеса, горки, переворачивания - так называемые флипы.

Он вернется, он обязательно вернется
- Я читал, что дрон может сам возвращаться к точке взлета.
- Понимаете, у нас ведь все серьезно, как в настоящей, большой авиации. Прежде чем взлететь, я точно так же, как пилот в кабине самолета, провожу так называемый check-in - проверку всех систем дрона и настройку автопилота. Коптер после включения запоминает точку взлета, и если вдруг в процессе полета прерывается связь с пультом управления, он в автоматическом режиме на заданной высоте возвращается к точке запуска. Причем высота приличная - чтобы не столкнуться с деревьями, домами или проводами.
- А если, допустим, батарея разряжается?
- Если разряжается до 25 процентов, он также автоматически возвращается домой. Если по пути разряд достигает 15 процентов, дрон принимает решение о посадке самостоятельно, без моего участия. Делается это для того, чтобы не упасть и не разбиться. Нахожу я его по радиомаяку.
- Препятствия на пути он способен облетать?
- Пока нет. Но, думаю, рано или поздно появятся и такие модели. В принципе ничего сложного в этом нет - обычный радар.
- Главный вопрос: сколько стоит удовольствие?
- Игрушки - в среднем от 1-15 тысяч рублей. Профессиональные аппараты - от 25 тысяч и больше, насколько хватит фантазии. Мой, например, вместе со всеми комплектующими обошелся мне примерно в 150 тысяч. Помимо современной технической начинки он поднимает 500 граммов груза для камеры Go Pro и подвеса, с помощью которого камера стабилизируется и картинка не дергается. Этого вполне достаточно. Но апгрейдом занимаюсь до сих пор. Буквально на днях купил тахометр, лазерный прибор для балансировки пропеллеров.
- Где дрон можно купить, в интернет-магазине?
- В основном да.
- То есть уже готовый - с камерой, подвесом и прочими необходимыми дополнениями?
 - Можно и готовый комплекс взять. Я свой аппарат собирал по отдельности, под себя - носитель, подвес, камера, передатчик, антенны, монитор с приемником.
- Сколько сегодня в Костроме таких машин?
- По-моему, штуки три. А игрушек много. Сам недавно друзьям для ребенка заказал в Китае за три тысячи рублей с камерой. Не только летать будет, но и поснимать
можно.

 


- Для чего покупают профессиональные, навороченные модели?
- Главное - возможность качественной съемки с воздуха. Обычно необходимость в ней возникает у строительных компаний, тех, кто занимается недвижимостью. Съемка с земли не дает полной картины. Скажем, кто-то хочет продать свой дом - можно сделать видео, фото, благодаря которому строение рассмотреть со всех ракурсов. Еще съемка свадеб. Обследование зданий, мостов, памятников, газопроводов. Представьте большой завод: необходимо узнать, в каком состоянии крыши после зимы. Обычным способом по огромным площадям рабочие будут бегать не один день, а с помощью дрона проблему можно решить за десять минут.

 

Здесь даже дронам летать запрещено
- Закон каким-то образом ограничивает использование коптеров?
- У нас пока законодательно не определено, что такое беспилотный летательный аппарат. Все ограничения в «мозгах» коптера и в голове его хозяина. Но производитель заложил ему в «мозги» координаты все известных аэропортов, и поэтому, если попытаться запустить дрон, например, рядом с Шереметьево или Домодедово, он откажется это делать. Более того, если коптер в процессе полета приблизится к аэропорту, то по мере подлета он станет снижаться до тех пор, пока окончательно не приземлится.
- А как же частная жизнь? С высоты можно многое увидеть, что не предназначено для чужих глаз.
- Конечно, когда в интернете начинается обсуждение подобных аппаратов, большинство молодых людей заявляют, что можно с помощью этого аппарата за девушками в окно подглядывать. Не спорю - для кого-то это главное в жизни.
- Но он же звуки издает. Его, скажем, из окна слышно?
- Совсем слабо, за пластиковым окном его не услышишь.

 


- Ограничения по погоде для коптера существуют?
- Да, их три: температура, скорость ветра и осадки. До минус пятнадцати я летал, если холоднее, не рекомендую. Осадков быть не должно.
Скорость ветра - не больше семи-восьми метров в секунду. Сдувать его начнет только при пятнадцати метрах в секунду. Но многое зависит от местности. Например, в центре города я даже при пяти метрах не полечу, потому что вокруг дома и деревья. А на открытом месте можно и при восьми метрах.
- Дрон для многих штука пока не привычная, не принимали его у вас за НЛО? Не пугаются?
- Нет. Обычно люди рядом со мной знают о полете. А если лечу туда, где народ не в курсе, занимаю большую высоту. Ночью дрон запросто можно принять за НЛО. Спереди у него светятся два красных ходовых огня, сзади два зеленых.

  Алексей ВОИНОВ
  Фото Сергея Калинина

Партнеры