Так и колесим по всей стране

С Андреем Политовым мы знакомы очень давно. Вместе учились в школе. Он не только профессиональный водитель - за рулем не один десяток лет, но еще и юрист. О встрече мы договорились месяц назад, но бесконечные поездки по всем уголкам страны долго не давали возможности сесть и спокойно поговорить. И вот, наконец, звонок: «Я еду из Мантурова. Колесо по дороге пробил. Подъезжай к шиномонтажу. Часа полтора-два у меня есть, потом ухожу на Питер».

 

Досье

Андрей Политов
Родился 29 февраля, в високосный год. Чтобы не праздновать день рождения раз в четыре года, родители записали датой рождения 1 марта.
Женат, имеет двух детей.
По образованию — юрист.
По профессии — водитель-дальнобойщик.

 

С Андреем Политовым мы знакомы очень давно. Вместе учились в школе. Он не только профессиональный водитель - за рулем не один десяток лет, но еще и юрист. О встрече мы договорились месяц назад, но бесконечные поездки по всем уголкам страны долго не давали возможности сесть и спокойно поговорить. И вот, наконец, звонок: «Я еду из Мантурова. Колесо по дороге пробил. Подъезжай к шиномонтажу. Часа полтора-два у меня есть, потом ухожу на Питер».
«Пойдем ко мне в кабину - там места больше», - Андрей открывает пассажирскую дверь MAN и первым поднимается по высоким ступенькам. Высота - метра полтора. Слегка подтягиваюсь и не без труда попадаю в просторную кабину большегрузного тягача.
«Аккуратнее, не поскользнись, - предупреждает Андрей. - У меня жена однажды не удержалась на ступеньках, упала, ушиблась сильно». Действительно, немудрено.
Внутри стоять можно в полный рост. Позади сидений - широкая кровать. Впереди - огромное панорамное окно, на нем закреплены видеорегистратор и навигатор. Сверху над водительским сиденьем - рация. Рядом с кроватью плитка с чайником. «Чай, кофе будешь?» – спрашивает хозяин. – «Нет, спасибо». Первый вопрос напрашивается сам собой.

Потеря одного - не катастрофа
- Что с колесом? Серьезно?
- Износилось, видимо, из-за этого и появился прокол. Заехал на базу, мастер посмотрел, отправил на замену.
- А как ты заметил, что шина спустила? У тебя колес десятка полтора или больше. Поведение машины изменилось?
- Нет, в зеркала. Они большие, видно хорошо. Поворачивал и сразу обратил внимание, что с одним колесом проблема.
- Ну хорошо, что не на трассе, иначе пришлось бы самому менять.
- Потихоньку доехал бы до шиномонтажа. Колес много, потеря одного - не катастрофа.
- А если бы что-то более серьезное? Сам бы мучился, или братство дальнобойщиков выручило? Вообще взаимопомощь сегодня на дороге существует?
- Существует. Правда, сейчас много молодых стало - они плохо реагируют на такие вещи, а те, кто постарше, помогают. Однажды (я тогда на другой машине ездил) в Ярославской области у меня полетел ступичный подшипник. Колесо открутил, а снять не могу - подшипник заклинило, без кувалды никак. Много кого останавливал, все: нет-нет. В рацию крикнул - ребята-дагестанцы откликнулись. А недавно в Казани навигатор «заблудился». По рации спрашиваю, как адрес найти. Один отвечает: подсказывать, мол, долго - сейчас приеду и провожу. Я спрашиваю, по пути ли ему. Он: нет, но время есть. Проводил, денег, естественно, не взял.

Он мусульманин, она христианка
- Я знаю, что у тебя сын служит в армии по контракту. В Костромском десантном полку.
- Да, в разведроте.
- Не жалеешь, что в свое время поддержал его решение?
- Не жалею. Это его выбор. Служба сама по себе подразумевает защиту интересов Родины, в том числе и за ее пределами. В душе, конечно, переживаем и я, и жена. Как по-другому?
- А старшая дочь вышла замуж за кавказца. Как вы с супругой восприняли ее выбор?
- Он азербайджанец, родился и вырос в Москве, работает адвокатом. Замечательный парень. Для меня счастье дочери дороже каких-то моих амбиций.
- Он мусульманин, она православная. Проблема веры не возникала?
- Разговоры со стороны его родителей были, но она у нас крещеная. Поэтому сомневаюсь, что поддастся.
- Андрюш, помню, первый раз увидел тебя с женой, подумал: ух, как повезло — красавица, глаз не оторвать. Не переживаешь, что оставляешь ее одну?
- Скучаю, так будет правильней. Каждый день созваниваемся не по разу. Родной голос услышать надо. Любая женщина хочет, чтобы муж был рядом. Но, к сожалению, пока не получается. Очень нужны деньги.
Ты же знаешь, что я работал начальником службы судебных приставов в Пыщуге. Но обстоятельства сложились так, что пришлось отказаться от должности и переехать сюда. Встал самый острый вопрос — квартирный. Пришлось искать работу с хорошим заработком. Устроился водителем-дальнобойщиком.
- Дальнобои действительно хорошо зарабатывают?
- Много денег не бывает, но меня моя зарплата устраивает.

Он же автопоезд
- Профессия дальнобойщика считается довольно опасной. Хулиганы, бандиты, неадекваты на дороге.
- Всякое бывает. На стоянке как-то один подошел: «Пусти в кабину, покажи, как переключаются передачи, - я такую же машину недавно купил». Я отвечаю, что у меня коробка автомат - она сама переключает.
- Принято считать, что опасно ездить на юг, особенно на Кавказ.
- Давно не был, но раньше мне очень нравилось туда ездить. Кавказское гостеприимство не фигура речи, это реально. Там люди слова: если сказал, то за свои слова отвечает. Но и другие моменты есть. В Махачкале получали новые машины, месяц жили, ждали. Ну и однажды чиновник намекнул, мол, в Дагестане 95 процентов жителей - предприниматели, но они зарабатывают гораздо меньше, чем имеют все остальные...
- А Москва, пробки, хамы?
- Машина летит по бровке, цепляет соседа по ряду. Тот останавливается и начинает качать права. Оказывается, он ехал по «нулевой полосе».
- Много беспокойства доставляют соседи по дороге?
- Особенно легковые машины и женщины. Никто не будет на железнодорожном переезде останавливаться, чтобы губы покрасить, - поезд едет, боятся. А про автопоезд они забывают. Несмотря на массу электронных прибамбасов – абс, трэкшн-контроль, системы стабилизации - невозможно затормозить мгновенно. А еще слишком резкой остановкой я могу испортить груз - те же компьютеры. Поэтому бывает проще стукнуть хулигана в бампер, чем попадать на десятки миллионов рублей из-за порчи груза.

Лопата и коврик с собой
- Всегда было интересно, как вы находите груз? Существует диспетчерская служба?
- Да, у нашей организации своя. Сегодня я загрузился в Мантурове, завтра буду в Питере, там меня уже ждет груз на Москву или Ростов. Так и колесим по всей стране.
- Отношения с ГИБДД?
- Может, кого-то удивлю, но у меня никогда не было конфликтов с «гаишниками». Конечно, не святой, бывает, нарушаю, но не намеренно.
- А как с весовыми? Многие водители жалуются на слишком пристальное внимание сотрудников ГИБДД к перевесу грузовиков.
- Вопрос больной. Зачастую водитель и не виноват. На глаз определить вес груза бывает просто невозможно. Если ты идешь под пломбой, не факт, что тебе загрузят именно то количество, какое заявлено. Загрузили на терминале, пломбу повесили, все. Мы иногда даже не видим процесс загрузки. Многое зависит от честности диспетчеров погрузки. В пределах пяти тонн по колесам сразу увидишь, они просядут. А меньше сложно определить.
- Зимой часто на подъемах фуры свистят, собирают за собой целые караваны.
- Обязательно есть с собой лопата, решетка под колесо. Кто-то ругает дорожников, но я их понимаю. Снег пошел, невозможно сразу всю дорогу очистить. Помнишь, перед Новым годом у Воронежа двенадцатикилометровые пробки были - в новостях рассказывали? Так виноваты были сами водители: лезут по обочине, втискиваются где только можно. В результате ни дорожники, ни спецслужбы сделать ничего не могут. Ребята сами, кто на одиночках ехали, растаскивали.

 

Алексей ВОИНОВ

Партнеры