Сообщение без разрешения

Ограждаем себя от нежелательной  СМС-рассылки


СМС-сообщение -  в общем и целом явление, конечно, хорошее. Особенно если оно, как принято говорить сегодня, сообщает о поступлении зарплаты. А вот если память телефона регулярно пополняется СМС-спамом, тогда приятного мало. Как  этого избежать, разбираемся сегодня.

Какой закон контролирует рассылку смс-сообщений?
Такой способ распространения рекламы, как рассылка СМС-сообщений об акциях, скидках и других подобных мероприятиях на телефонные номера абонентов, допустим в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», но при условии, что рассылка осуществляется с предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Важно! Если данное условие не соблюдается (что и происходит в большинстве случаев), ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе несет рекламораспространитель, то есть лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

 

Что такое смс-спам?
- Своеобразной «изнанкой» СМС-информирования и СМС-рекламирования является мобильный спам.
- Спамом принято называть нежелательные сообщения, приходящие по электронной почте, по факсу, через службы и сервисы мгновенного обмена сообщениями.

 

В качестве основных отличительных признаков мобильного спама можно выделить следующие:
1. Незапрошенность мобильных сообщений получателями: получатели не изъявляли желания получать информацию случайного содержания от неизвестных лиц, т.е. не дали своего согласия на получение рекламы посредством СМС-сообщений.
2. Массовость рассылки: мобильный спам рассылается огромными «тиражами», достигая подчас нескольких десятков тысяч рекламных сообщений.

 

 

Как бороться с нежелательными и незаконными сообщениями?
Согласно разделу 3 Административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе,  утвержденных  Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 (ред. от 26.05.2014), заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Какие сведения необходимо указать в заявлении?
В заявлении должны содержаться следующие сведения:
- наименование и место нахождения заявителя - юридического лица (фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя - физического лица);
- наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
- описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы с приложением имеющихся доказательств;
- требования заявителя.

Какие документы необходимо приложить к заявлению?
К заявлению необходимо приложить документы, свидетельствующие о фактах нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в случае получения СМС-рекламы это:
- фотография дисплея телефона с текстом сообщения (скриншот);
- детализированная выписка от оператора связи, подтверждающая поступление СМС-сообщения.

Важно! Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» в своем обращении необходимо выразить согласие на передачу персональных данных оператору мобильной связи или третьим лицам - сторонам по отправке СМС-сообщений рекламного характера.
На сегодняшний день внесены изменения в ФЗ «О связи» на основании Федерального закона от 21.07.2014 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи».
Рассылка коротких текстовых сообщений будет возможна только с предварительного согласия абонента. Согласием считается совершение действий, позволяющих точно установить личность этого абонента и его волеизъявление на получение рассылки.

Важно! Если не доказано получение такого согласия, рассылка, произведенная по инициативе заказчика или оператора, считается осуществленной без согласия.
Рассылка по инициативе заказчика возможна только по договору об оказании услуг по рассылке с оператором.
Рассылка будет считаться незаконной, если она осуществляется с нарушениями указанных требований.
Исключением является рассылка:
- осуществляемая для информирования абонента в связи с перенесением абонентского номера;
- осуществляемая оператором в соответствии с законодательством РФ (например, уведомление о намерении приостановить оказание услуг и др.);
- осуществляемая по инициативе органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов.

 

Олеся Шаманова, ведущий юрист МБУ «Городская служба контроля качества потребительских товаров и услуг»:
- Антимонопольные органы рассматривают  заявления, в которых указываются случаи несанкционированной СМС-рассылки, в установленном порядке и в случае обнаружения нарушений привлекают недобросовестных рекламораспространителей к административной ответственности.
Однако ситуация осложняется тем, что в связи с отсутствием у антимонопольных органов полномочий на ведение оперативно-разыскной деятельности и получение персональных данных о владельцах телефонных номеров отправителей установить фактического распространителя рекламы по реквизитам, указанным в сообщениях, чаще всего не представляется возможным.
Операторы сотовой связи, ссылаясь на статью 64 Федерального закона «О связи», согласно которой операторы связи обязаны предоставлять информацию о пользователях услугами связи только государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечивающим безопасность Российской Федерации, отказывают в предоставлении сведений об абонентах, чьи телефонные номера указаны в СМС-сообщениях рекламного характера.
Однако с СМС-спамом можно и нужно бороться. С этой целью были разработаны рекомендации о том, как правильно подготовить материалы для обращения в антимонопольный орган, для того чтобы дело о незаконной СМС-рассылке было рассмотрено специалистами антимонопольного органа, а виновный в совершении правонарушения был впоследствии привлечен к административной ответственности.

Партнеры