Итак, он звался «Год культуры»

И каким оказался?


Что Костромской музей-заповедник впервые обзаводится фондохранилищем благодаря президенту, сенсационно. Но что впервые выставляет Сальвадора Дали, сенсационно не меньше. Так важно, что молодой главреж Камерного театра Станислав Голодницкий получает госстипендию. Но едва ли не важнее, что он возрождает мамины спектакли. И что Иван Волков презентует свою поэму, хотя официальный Год литературы ещё не наступил, – тоже главный итог минувшего Года культуры. В Костроме он все-таки получился не протокольным.


Культурный шок
Партер и кресла – всё кипит, но на этот раз «Онегин» ни при чём. Всё из-за Кирпичёва: слух о том, что одна из главных «звёзд» костромской сцены по доброй воле покидает родной театральный небосклон, посреди зимы 2014-го разогрел и без того горячих кирпичёвских почитателей.

 


Остыли, впрочем, скоро – когда сам заслуженный успокоил: в текущем репертуаре остаюсь – отрекаюсь от репертуара будущего. Что именно в костромском драмтеатре, которому Александр Кирпичёв прослужил тринадцать лет, довело его до белого каления, актёр даже в интервью «СП» не признался. Ограничившись размытым: кое с кем не сошлись. Во взглядах на искусство.  

Культурное явление
И прилетел из Венеции, и взошёл, весь синий, и сказал: «Какие хорошенькие!». Явление Александра Васильева костромскому народу в Романовском музее во второй день весны было именно таким. Кстати, синева, расплескавшаяся по всему – от туфель до шапочки – «прикиду» ведущего «Модного приговора», не смутила костромичек, закалённых ежегодным Днём ВДВ.
А вот выставка «Гламур 80-х» и моноспектакль «Загадка Коко Шанель», которые маэстро моды привёз в подарок, наших дам взбудоражили. Тогда они ещё не знали, что впереди – второе явление: в октябре в Костромской музей-заповедник со «Священным посланием» явился сам Сальвадор Дали. На очереди, говорят, Пикассо.   

Культурный уровень
Настоящий уровень – это когда на всю страну. Когда уже в третий день Года культуры  «костромской...» звучит в Большом зале Московской консерватории – здесь играет наш губернский симфонический оркестр. Когда девяносто летних дней вместе с «Костромой» (в смысле, балетом) отплясывает Большой концертный зал «Космос» – там десятый сезон «гремит» наше «Национальное шоу России». Когда в октябре Костроме аплодирует столичный Театр Наций – тут наша компания современного танца «Диалог Данс» презентует «Мою аномалию». Побольше бы таких «когда».

 

Культурный прогресс
«Медведя», казалось, не побороть. Казалось – пока не пришли «Два Дона»: второй в истории Костромского областного театра кукол спектакль для взрослых своему предшественнику начинает наступать на пятки. И хотя выше Высшей национальной театральной премии России «Золотая Маска», которую «Медведь» получил в 2011 году, вряд ли «прыгнуть», «Два Дона» пытаются «прыгнуть» наравне. Как стало известно в конце 2014-го, летом 2015-го спектакль Михаила Логинова о Дон Жуане и Дон Кихоте отправится в Питер на «KYKАРТ» – Международный фестиваль фестивалей. Почти что «Золотую Маску» – только исключительно для театров кукол.   



Культурное наследие
Ещё вчера – «Послушаем Леоновича», «На Мефодьевича посмотрим». Сегодня – тишина и темнота: человек великого слова, русский поэт Владимир Леонович и человек большой игры, театральный режиссёр Александр Семёнов страшно-символично ушли в Год культуры. Очень разные, только в одном они были похожи: так дерзко и так честно говорить – с кафедры ли, со сцены ли – в Костроме вряд ли кто-то ещё может. Им – светлая память, а нам в утешение – стихи и спектакли.   

 

Культурный центр
В сентябре 2009-го здесь «удалённая» СТАНЦИЯ была. Осенью 2014-го та же СТАНЦИЯ уже в центре городской жизни: на первый юбилей арт-площадки, которая – пять лет назад казалось – страшно далека от народа, в бывшие льняные мануфактуры народу съехалось немерено.

 


Впрочем, начиная именно с этой осени, в экс-мануфактурах не только в «станционные» праздники людно – ещё и в «оптические» будни: каждую последнюю пятницу месяца этажом ниже СТАНЦИИ открывает двери «Другая оптика». Так молодой поэт Владимир Зайцев и начинающий прозаик Зоя Игнатова назвали своё совместное «сочинение»: цикл совершенно бескорыстных литературных вечеров. Как говорится, вход свободный - хоть на мэтров, хоть на начинающих.  

Культурное богатство
В таком состоянии, точнее – при таком состоянии главреж Камерного драматического театра Станислав Голодницкий не провожал ещё ни один год: 2014-й обогатил Голодницкого-младшего не только новыми постановками, но и госстипендией. И хотя первые двадцать – из двухсот сорока – тысяч от российского правительства Стас (в числе ста лучших молодых деятелей искусства страны) получит только в наступившем январе, судьба богатства, похоже, уже решена. Оно пойдёт на развитие «Демократии». В смысле, нового спектакля камерного театра по одноимённой пьесе Иосифа Бродского.      

Культурный обмен
Как бы ни ликовали биржевые игроки, самый выгодный обмен минувшего года совершила... муниципальная художественная галерея Костромы. Свои фонды показала Данилову и Ярославлю, «Сад Поэта» (15 скульптур и 70 рисунков Владимира Смирнова) и вовсе «разбила» в Вологде, а тем временем у себя приняла всю Россию и даже Эстонию.
Причём ещё и оказалась в выигрыше: москвичи Клара Голицына и Валерий Бабин, появившись на нашей VI Международной выставке графики «Здесь и сейчас», в Костроме решили остаться навсегда. То есть работы свои подарили галерее. А столичная династия Волковых, кроме работ, преподнесла в подарок «муниципалке» ещё и приглашение – устроить выставку в московской галерее «А3».

 

Культурная миссия
«Спасать купеческие и дворянские дома в провинциальной России» – цель своего внезапного появления в Костроме москвич Николай Кузовлёв обозначил именно так. И ведь действительно спас – дом городского головы Геннадия Ботникова, в последние годы явно не украшавший улицу Свердлова, теперь этой самой улицы несомненная жемчужина. И хотя в отреставрированном особняке начала XX века нет ничего ботниковского, дорог частный музей другим: здесь и напоят, и посадят. Чаем напоят, посадят в кресла и даже слухи перескажут, столетней давности, – интерактив, одним словом.  

 

Культурная революция
Даже не думая об украинской революции, он совершил революцию культурную: в конце 2014-го, впервые в костромской литературе, явилась историческая поэма – «Мазепа» Ивана Волкова. И хотя в поединок с Пушкиным (его «Полтавой», конечно) Волков вступил ровно за год до Майдана, финал этого поединка, посвящённый народу Украины, – «он, как все народы,/ Хорошей жизни и свободы/ Хотел на собственной земле» – оказался болевой точкой ушедшего года. И грандиозным прологом года наступившего: 2015-й объявлен в России Годом литературы.

 


Дарья ШАНИНА

Партнеры