Наталья Степанова: Одна бабочка поможет изучать мир

Богата костромская земля талантами - факт неоспоримый. Но одно дело найти вундеркинда, а совсем другое - его вырастить. Центр «Одаренные школьники»  считают этаким «инкубатором талантов». Самые светлые головы области попадают под крыло Натальи Степановой, которая и возглавляет это учреждение. С ней мы встретились на отборочном этапе конкурса «Умницы и умники: первые шаги», где соревнуются маленькие интеллектуалы. А в минувшие выходные прошел областной этап этого конкурса.

 

Досье

Наталья Степанова
Родилась в Костроме
в 1973 году
Окончила КГПУ
им. Н.А. Некрасова
по специальностям:
«Учитель истории и обществознания» и «Методист по воспитательной работе».
Двадцать лет работает
в системе дополнительного образования области.
С 2012 года - директор центра дополнительного образования детей «Одаренные школьники». Центр организует региональные этапы гуманитарной олимпиады
для больших и маленьких «умниц и умников».
Увлекается классической
и современной литературой, рукоделием.

 

Фракталы на селе
- Наталья Леонидовна, а не рано детсадовцам соревноваться в таком конкурсе? Ведь его итог - областной этап, который снимает телевидение?
- В известной степени - это риск. Но для ребят, которые попали даже на муниципальный отбор, это уже праздник. Им все интересно, весело. Опыт прошлого года показал, что все малыши очень умные и такой конкурс - важное событие в их развитии.
- А что в себя включает понятие «одаренный ребенок»?
- Это те дети, которые в своем интеллектуальном развитии показывают больше, чем их сверстники. Статистика говорит, что таких детей - 7-10 процентов. Это обладатели академической одаренности в какой-то образовательной направленности. Но нужно понимать, что каждый ребенок одарен по-своему: кто-то, как наши воспитанники, - в науке, кто-то в творчестве, кто-то в спорте. Чтобы талант не оказался закопан в землю, в жизни ребенка должны происходить яркие события, встречаться интересные люди. Необязательно педагог, может, просто интересный человек, который увлечет его, поможет развить талант.
- Среди даже больших «умниц и умников» есть закоренелые лентяи, которые на игре показывали отличные результаты. Как их мотивируете?
- Да, есть дети, которые, как Илья Муромец, «тридцать лет» на печи лежали, а потом их что-то увлекло, и они раскрыли свой потенциал. Как у нас: участник попал в определенные условия, условия игры, в которых он максимально мотивирован. Мы смотрим на первый выпуск наших «умниц и умников» и понимаем: многие из них после игры подтянулись в учебе, кто-то рискнул сдать дополнительные вступительные экзамены в вузах кроме ЕГЭ.
- Но зачем же создавался региональный этап «Умниц и умников»? Наши ребята и без того талантливы.
- Юрий Вяземский хочет создать общественное движение, общность интеллектуалов в регионах, муниципалитетах. Конечно, наши дети и без этого конкурса поступали в МГИМО. Но здесь, на региональном уровне, мы пытаемся создать условия, близкие к идеальным. Пройдя через областной этап, они уже адаптированы к съемкам на центральном телевидении. Вы посмотрите на результаты прошлого года: из двенадцати победителей всероссийской олимпиады «Умницы и умники» двое - костромичи. Такого не было никогда. А возглавил список наш Коля Зиновьев.
- Как я знаю, ребята создали такое «интеллектуальное сообщество», они общаются, несмотря на то что живут в разных районах. Это тоже было вашей задачей или так сложилось?
- Это получилось не случайно. Мы проводили лагерь для будущих участников «Умниц и умников». И одна девочка честно призналась: «В моей школе не все меня понимают. А здесь все такие же, как я». Она выразила чаяния многих наших детей.
- В названии центра есть слово «областной». Как работаете с муниципалитетами?
- У всех наших конкурсов есть муниципальные этапы. Мы плотно взаимодействуем с управлениями образования в районах. Для педагогов проводим семинары, вебинары, стараемся использовать все формы работы. Для детей в Костроме есть все условия, чтобы заниматься с ведущими преподавателями вузов. Для районов же мы создали дистанционную школу, которая работает через интернет. Есть, к примеру, такие узкие темы, как фрактальная графика. Ребята из районов могут эту тему, которую преподают не в каждом вузе, в дистанционной школе изучать. Эта школа позволяет ребятам работать практически по индивидуальному плану.

Все дело - в гармонии
- Что вас удивило в первый день на рабочем месте?
- Наши воспитанники постоянно меня удивляют. Общаешься с детьми, которые в некоторых сферах знают намного больше, чем ты. Всегда поражал Алексей Шарахов из Мантуровского района. Он принес своей Спасской школе столько побед, что она вошла в число лучших сельских школ в России. За Лешей тянутся его одноклассники, сверстники. Он с ходу может цитировать таких авторов-историографов, которых не каждый специалист знает. А на самом деле он такой же простой мальчишка, как все.
- Сколько процентов в успехе ребенка труда педагога, родителей и его собственного?
- Говорят, что в любом успехе 80 процентов - это труд и только 20 - талант. А сколько в заслугах трудов педагога или родителя? Я думаю, нельзя говорить в процентах. Просто на определенном этапе должен встретиться взрослый, который сможет зажечь ребенка. Говорят же, что ребенок берет столько знаний, сколько нужно ему. В большом классе все слышат одну и ту же информацию. Но один запомнит, а другой - нет.

 

 


- Вас стимулирует общение с одаренными детьми к изучению чего-то нового?
- Конечно. Когда мы готовимся к олимпиадам, интеллектуальным играм, получаем огромное количество новых знаний и часто вспоминаем с коллегами изречение античного философа: «Я знаю, что я ничего не знаю!». По образованию я историк, люблю читать, интересуюсь краеведением. Наверное, и в работе меня привлекает в том числе и то, что она позволяет развиваться.
- Не секрет, что родители часто через детей пытаются реализовать свои амбиции...
- Бывает. Главное в развитии ребенка - гармония, нужно опираться на его природные задатки. Ни в коем случае нельзя лишать ребенка его увлечений. Он ходит в какую-то секцию, которая не поможет поступить в вуз. Но он нашел дело по душе. То же самое и с рисованием: развивая руку ребенка, его душу, педагог развивает и области мозга, которые быстрее помогут осваивать учебный материал, активизировать мышление. Так что заниматься творчеством надо всем.
- Но как же понять, чем конкретно одарен ваш ребенок?
- Ни один психолог, ни один педагог вам не даст стопроцентно правильного ответа. Специалист определит возможную область таких интересов, например биология... А ребенку это может и не нравиться. А бывает, вроде никогда в школе биология не привлекала, и вдруг заинтересовался узкой областью в биологии - энтомологией, которая изучает бабочек. И у нас есть ребята, для которых это стало занятием на всю жизнь. Но что еще интересно: развивая своего ребенка, некоторые родители сами до такой степени увлекаются, что уже не могут оторваться. Вот Светлана Морозова, мама Алины Морозовой, участницы российского финального отбора на детское «Евровидение». Они искали для своего ребенка вокальную студию, а в итоге открыли свою.
- Есть у вас универсальный совет для родителей, как сделать своего ребенка вундеркиндом?
- Не бойтесь искать, не бойтесь пробовать! Но главное - слушать сердце своего ребенка, оно не соврет. Он может увидеть эту бабочку и уже через нее изучать весь мир. Главная поддержка для ребенка - его семья. И если вам приходится усталым после работы вести своего ребенка в студию, в кружок, в секцию - знайте, это не потерянное время. Оно обязательно вернется к вашей семье в будущем.

 

Владимир АКСЕНОВ

Партнеры