Михаил Волков: «Селигеровцев» интересуют не зарплаты - возможности

Яблоко устремлялось не на них. Не они демонстрировали язык планете. Но быстрых разумом Ньютонов и сильных юмором Эйнштейнов российская земля рождает до сих пор. Как костромская - во всём талантливых Волковых: учёный в третьем поколении, Михаил Волков и закон семейного тяготения (в смысле, как спланированный семейный бюджет притягивает семейное счастье) выводит, и язык отменно демонстрирует. Русский. Об этом теперь даже на «Селигере» знают.

 

В науке - все
- Когда бабушка не просто декан филфака - сама легендарная Лидия Дмитриевна Волкова, внук растёт исключительно на университетских сказках  - так?
- А у меня не только бабушка по папиной линии - вообще все в науке. И отец в сельхозакадемии преподаёт, и мама в «технологе», и бабушка с дедушкой по материнской линии тоже преподаватели академии. Так что университет для меня с детства был не сказкой - всеобъемлющей реальностью. И у Лидии Дмитриевны на работе я даже бывал несколько раз. Видел, как уважительно с ней общаются преподаватели, как искренне её поздравляют студенты. Притом что она не заискивала ни перед первыми, ни перед вторыми - представляете, насколько сильный управленец?
- Ну а ваша «взрослая» университетская реальность на ту, из детства, оказалась похожа?
- Когда я поступил в вуз, мне сразу захотелось привнести сюда что-то своё.
- То есть изменить?
- Поправить. Видимо, генетически мне дано видеть недостатки в системе образования. А когда ты их видишь, есть два пути: либо обвинять всех вокруг, либо самому что-то исправлять. Главное - я очень хочу, чтобы наука не была для студентов чем-то абстрактным. Живём мы в Костроме - так давайте на примере Костромы всё, чего требует программа, и изучать. Ведь многие проблемы возникают оттого, что реальному мышлению мы часто предпочитаем витание в облаках: обсуждаем, что там делается в Америке, на Марсе, но что происходит у нас на местах - не знаем.

 


-  Хорошо, давайте о местном: все три костромские альма-матер за последние два года успели и затесаться в «неэффективные», и вырваться из чёрного списка. И какой вывод из всего этого?     
- Что реформировать высшее образование необходимо. Правда, я бы больше задумался над путями реформирования: нельзя рассматривать сегодняшнюю ситуацию, отсекая прошлое. Подумайте, сколько пережили наши университеты вместе со страной: распад СССР, перестройку, реформы... Но вопреки всему в каждом из них сохранилось светлое ядро. В чём оно, как раз и нужно понять - и, уже отталкиваясь от этого, провести реформы.

Молодой учёный - это уважение авансом
- А как объяснить: в 2013 году пятая часть государственных и треть негосударственных вузов неэффективны, а в 2014-м всероссийский форум «Селигер» собирает аж 850 молодых учёных? Парадокс.  
- Да, и причём многие из этих молодых учёных, зная, что на форуме обязательно будут высокие чины от науки, приехали с конкретными проектами. С уже опробованными наработками в реальном секторе.
- Действительно грандиозными?
- Например, целая площадка, устроенная петербуржцами, была посвящена углеродным материалам. Нанотехнологии у нас на самом деле развиваются грандиозно.
- Эти бы разработки проталкивать в бизнес. А вы говорите, «селигеровцы» чинов от науки ждали.
- Трудно поверить, но ребята в большинстве своём спрашивали не про зарплаты, а про возможности. То есть реально ли продолжить разработки, реально ли их воплотить в жизнь именно в России. Хотя сегодня, если хочешь уехать за границу, никаких проблем: нужно всего-навсего знать язык и найти научного руководителя.
- Значит, молодых учёных на Родине что-то держит?
- Конечно, такого, как в Советском Союзе, когда в аспирантуру выстраивались очереди, сегодня нет. Стезя учёного стала и материально, и морально нелёгкой, потому что ценности изменились. Окружающие твердят: «У тебя же мозги есть. Иди в бизнес!». Поэтому в науке остаются только сильные духом.
- А «молодой учёный» - не слишком ли громкое звание для них? Учёность всё-таки предполагает годы...
- Сейчас большая проблема: людям лет много, а ума-то у них мало. Поэтому молодёжь, занимающуюся наукой, нужно мотивировать. А «молодой учёный» - это знак уважения авансом. И если это уважение выказывается без лицемерия, со временем оно может очень хорошо отозваться.

Как семейная экономика довела до жемчужной свадьбы
- Кстати об уважении: современная Россия - об этом премьер не раз говорил - уважает технарей. Но на «Селигере» Путин встречается с юными политологами, историками, социологами - значит, гуманитарии по-прежнему в авангарде?
- Технические науки заботятся о том, что производится и как. Гуманитарные отвечают на вопрос «зачем это производится?». Ищут смыслы. Да, развивать технологии здорово, но чем это развитие отзовётся? Учёные ведь могут вывести новые сорта злаковых и тут же новые генномодифицированные продукты, которые убивают. Гуманитарная наука пытается не допустить этого - и её значимость государство, конечно, понимает. Да и потом, я сам в бизнесе и вижу, как сложно работать с техническим специалистом, если он не образован гуманитарно. И большинству студентов сначала неплохо бы привить культуру, а уже потом передавать им специальные знания.
- Вы в бизнесе? А как же «сила духа» и «остаться в науке»?
- Моя основная мотивация в науке - преподавание. Но преподавать я не решался до тех пор, пока не добился успеха в реальной экономике. Такого успеха, которым можно было бы поделиться со студентами. Ведь если ты ведёшь людей за собой, нужно понимать, куда именно ты их ведёшь.
- Но теоретические исследования вы тоже ведёте?
- Да, и они посвящены семейной экономике.
- Семейной???
- А почему вы удивляетесь? Сейчас люди толком не умеют даже семейный бюджет сформировать. И из-за этого, кстати, немало разводов.
- Но чтобы разбираться в семейной экономике, нужно самому...  
- А у меня лучший пример перед глазами: бабушка с дедушкой по линии матери недавно жемчужную свадьбу отметили. Вот где успешный опыт ведения семейной экономики! Успешный в любую эпоху: 31 год они прожили в социалистической экономике, 24 года живут в рыночной. А вообще, что-то позитивное я всегда стараюсь показывать студентам на личном примере.
- А как экономику нашего региона сделать позитивнее? Покажите на личном примере.
- Сейчас люди апатично относятся к своей работе, недаром самый глобальный кризис - кадровый. Но поймите: никто не сможет помочь нам эффективнее, чем мы сами. И предприятие, на котором я работаю, тому пример: была одна команда - оно угасало, пришла другая - развивается. Если, помня об этом, идти во все сферы - экономическую, политическую, социальную - успех региону гарантирован.  

 

 Досье

Михаил Волков - учёный и педагог в третьем поколении.
Четыре года назад окончил институт экономики, управления и финансов КГТУ.
В нынешнем августе оказался среди «Поколения Zнаний» на Всероссийском молодёжном форуме «Селигер-2014».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дарья ШАНИНА

Партнеры