Charmel номер «пять»

Арт-площадка СТАНЦИЯ завершила пятый сезон. Очаровательный


На всех парах погнаться бы за гострендом – пятый бы вышел «годно-культурным». Наполучать бы кучу приветственных адресов – пятый оказался бы типично юбилейным. Но главные резиденты СТАНЦИИ – «Диалог Данс» – до сих пор настаивают на self-тренде, получают только два (причём отнюдь не приветственных) адреса – и пятый «станционный» сезон становится ну просто очаровательным. 28 июня вместе со всей контемпорарилюбивой Костромой корреспондент «СП-ДО» Дарья ШАНИНА попрощалась с очарованием номер «пять». Сегодня подводит его итоги – и уже строит планы на будущее.   
И всё-таки не «очарование» – «charmel»: чары наводят – шармом обладают. «Диалог Данс» как раз из обладающих: обладая непревзойдённой репутацией, в сезоне 2013/2014, как никогда, в наведении ни глянца, ни мостов, ни тем более чар вообще не нуждается. Глянцевый герой Константин Хабенский – «ДД» его не приглашал – для закрытой презентации своего благотворительного фонда и без приглашения выбирает именно СТАНЦИЮ. Серебренниковский «Гоголь-центр» и мироновский Театр Наций (вот они, два новых для нас адреса: Москва, улица Казакова и Петровский переулок) – «ДД» не навязывался – с помощью именно «ненавязчивых» Кулагина и Естегнеева перекидывают арт-мостик между Москвой и Костромой. Наконец, исключительно из очаровательных событий устроен пятый «станционный» сезон, хотя никто не чародействует. «Диалог Данс» и арт-площадка СТАНЦИЯ, наоборот, противодействуют – любой культурной напраслине. И устраняют все культурные недоработки.
Год Голландии в России – Костромы, похоже, вообще не касается. Если не считать пары органных концертов в филармонии – и по-европейски стильного «Incontrovertible» на СТАНЦИИ. Нидерландских хореографов Яспера Ван Люика и Камиля Корнеля, поставивших «Неопровержимого», действительно не опровергнуть: женщина в современном мире сложена из «вопреки» и «через силу». Квартет танцовщиц Марии Качалковой, Галины Минакиной, Татьяны Каравановой и Екатерины Старцевой демонстрирует, как может сопротивляться всеприемное от природы женское тело. И как умеет творить летняя «станционная» резиденция, тоже демонстрирует: «Incontrovertible» – очередной любопытный продукт «межсезонных» интернациональных лабораторий. Уже с нынешнего года резиденция намерена увеличить масштабы.
Мультидисциплинарность даже в Год культуры (он же по определению – объединяющий) в Костроме почему-то не приживается. Приживается только на арт-площадке СТАНЦИЯ: чтобы здесь была не только сцена – экран и сцена, весь сезон крутится документальное кино (и продолжит крутиться, обещает худрук «ДД» Иван Естегнеев). Чтобы в репертуаре «Диалог Данс» впервые(!) появился детский спектакль, на репетиционной площадке бок о бок с танцовщиками главреж костромского драматического Сергей Кузьмич. И накануне 2014-го в black box драма крохотной Дюймовочки становится чуть ли не важнее пляски огромного мира – театр не уступает хореографии. Театр и хореография сходятся.

 


Театра на СТАНЦИИ в минувшем сезоне вообще много: в октябре о том, о чём нельзя умолчать (поэтому и станцевать это невозможно), буквально орёт столичная SounDrama. Стерильные перчатки лопаются прямо на руках эскулапов – перекрикивая эту «латексную» музыку, герои «ДОК.ТОРа», докторА огромной страны, пытаются оглушить своих пациентов. Оглушить нас единственным признанием: о печальном будущем российской медицины. Трещат автоматы в руках солдат – перекрикивая эту «мертвечинную» музыку, герои «Я, пулемётчик» пытаются ранить своих жертв. Ранить нас свинцовой правдой: любой однажды может превратиться в убийцу. Если этого захочет Обама/Меркель/Тимошенко.

 


В ноябре SounDrama сменяется московским Театром.Doc и питерской Площадкой Скороход – они приезжают не только играть. Ещё и обсуждать правила игры: каково в современной России быть независимым театром, рассуждают на семинарах форума «Новые культурные территории». Хотя и без рассуждений всё понятно: DOC-овские «150 причин не защищать Родину» (режиссёрский дебют Елены Греминой), хоть и про падение Константинополя, на самом деле об этом. О том, что БЫТЬ всё-таки честнее, чем НЕ БЫТЬ. В шестом сезоне СТАНЦИИ театрально-гастрольную историю арт-площадки продолжит столичный Центр имени Мейерхольда.
О столице кстати: Москве культурной, хотя 2014-й обязан сближать, культурная Кострома по-прежнему мало интересна. Но – вопреки – «Неврастения» компании «Диалог Данс» в московском «Гоголь-центре» и на костромской арт-площадке СТАНЦИЯ в совокупности случается семнадцать раз. И, кажется, совершенно примиряет столицу и провинцию: хореографический крик о всечеловеческой издёрганности и там, и здесь отзывается эхом. Больно, как оказывается, всем – и уличной гопоте, и «чинным» полицейским, и каким-то людям. Просто людям. Этой боли «ДД» и СТАНЦИЯ тоже отчаянно противодействуют –  каждым новым спектаклем, каждым новым сезоном.
28 июня новые – спектакль и сезон – сходятся в black box: на финише пятого, а значит, на старте шестого «станционного» года наша Мария Качалкова и челябинец Рафаэль Тимербаков презентуют премьеру на двоих. Получасовой путь от элементарного одевания порознь до сложнейшего объятия – наконец-то вместе! – они проделывают, как последний путь. Это буквально путь: два белых квадрата на чёрной площадке постепенно «прирастают» друг к другу, вытягиваются в линию, чтобы в конце превратиться в один квадрат. И этот путь последний буквально: за несколько минут до темноты. Она насквозь и не раз пронзает Его рукой-саблей. И Он чудовищно и долго корчится.
И всё-таки «Duet/Duel» не о смерти мужчины – он об умирании мужчины. В женщине. В начале они одно – из двух равноправий сделанное – целое: оба, в чёрных брюках-пиджаках, церемониально гнутся друг перед другом. Но Ему надоедает – и каждый новый сидя-поклон превращается в ретивое взбрыкивание. Она прощает и позволяет его руке – на свой живот, а потом – на голову, и приручается. Правда, ненадолго: секунда – и в кроваво-красном поле сходятся уже не приручающий и приручённая – борющийся и борющаяся. Ласки здесь перемежаются с ударами, поглаживания – с порубаниями, прочность – с зыбкостью, ненависть – с любовью. Со смертью – любовь.
Чёрно-алую дуэтную пляску Мария Качалкова всё-таки принуждает стать женским танц-монологом: как гейша, в финале она сооружает на голове не просто причёску из палочек для волос – спутанный, агрессивный, дремучий мир. Женский мир, который по японским законам обязан покориться мужскому. Вот только кто кому покоряется в трудном, через силу объятии – вопрос. И очевидно только одно: дуэт Качалковой и Тимербакова – заявка на очередную «ДиВерсию». А она, обещает «Диалог Данс», непременно случится в начале нового сезона.

 

 

Партнеры