Дорогие дороги,

или Почему мы до сих расплачиваемся за ремонт пятилетней давности?

Дороги – одну из двух общих для всей страны проблем — не критикует разве что ленивый. Да и мы, признаемся сразу, хвалить их не собираемся. Но чем критиковать, постараемся лучше разобраться в ситуации. А точнее, выясним, как финансируется дорожная отрасль региона, что на эти средства удается делать и как работают предприятия нашего дорожного комплекса.

Решить конкретную проблему
И начнем с цифр - все-таки это самый объективный показатель. За последние шесть лет (с 2007 по 2013 год) в нашей области построили и реконструировали 26,2 км автомобильных дорог  регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений. Отремонтированы, в том числе капитально, 150 км. Кроме того, потратили почти 4 млрд рублей на содержание дорог в нормативном состоянии.
Много это или мало? С точки зрения всей области, возможно,  немного. Но для тех, кто живет в конкретном городе или поселке, где удалось решить хотя бы одну насущную проблему, это немало. Как, например, для жителей Пыщугского и еще трех районов, где ремонт участка дороги позволил избежать их транспортной изоляции.

Расплачиваемся до сих пор
Пик строительства и ремонта дорог в области пришелся на 2007-2009 годы. Самыми крупными объектами стали дороги Кострома-Красное и Островское-Заволжск. Ремонт первой из них обошелся бюджету в 237,8 млн рублей, второй - еще в 300,7 млн.
Отремонтировали - прекрасно. Кто же спорит? Хотя все же есть одно существенное «но». За эти дороги область расплачивается до сих пор. Да, нам удалось привлечь средства федерального бюджета. Но основная нагрузка легла все же на наш, областной, бюджет. А средств в нем тогда на такие масштабные работы не было. По факту ремонтировались дороги в долг.

 


В 2009-м на дорожное хозяйство области в бюджете было предусмотрено 1114,2 млн рублей. При этом в регионе отремонтировали, в том числе капитально, 90 км дорог. В итоге кредиторская задолженность перед подрядчиками выросла сразу в девять раз(!).
И, увы, рост этот не останавливался до начала 2012 года. Из-за долга в 560 млн рублей пошло снижение объемов ремонта дорог. На что ремонтировать, если надо расплачиваться с подрядчиками?

До лучших времен не оставили
К сожалению, именно эти старые долги - более чем полмиллиарда рублей - и сегодня не позволяют ремонтировать дороги  области в той мере, в какой хотелось бы. Хотя это вовсе не значит, что дороги оставили до лучших времен.
Начиная с 2012 года объемы строительства и ремонта растут. И не только за счет федерального бюджета, но и дорожного фонда области. В 2013-м по сравнению с 2012 годом строительство, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог увеличились в девять раз.
Например, в прошлом году в области реконструировали дороги в Буйском, Мантуровском, Островском районах, путепровод на дороге Кострома-ВерхнеСпасское, отремонтировали дорогу Урень-Шарья-Никольск-Котлас.
Что очень важно, области при этом удалось расплатиться с  частью долгов, сократив их за 2012 и 2013 годы в два с лишним раза. И эта работа по сокращению кредиторки продолжается и в 2014-м: если 1 января этого года она равнялась 234,8 млн рублей, то 1 мая - уже 120 млн.

 

Выручка и прибыль
Еще несколько слов о самочувствии тех, кто ремонтирует и содержит дороги - предприятий дорожного комплекса. Если в 2010 году ДЭПы и МЭПы сработали с убытком в 33652 тыс. рублей, то в 2013-м они получили 3081 тыс. чистой прибыли. План по выручке предприятия выполнили на 130%. Их долги по налогам по сравнению с 2011 годом снизились в два раза. И до конца этого года их собираются погасить совсем.

 


Что тоже немаловажно, в последние годы предприятия начали получать новую технику. В прошлом году для них купили пять экскаваторов, комбинированную дорожную машину, автогрейдер, самосвал, КамАЗ и УАЗ. Благодаря государственно-частному партнерству дорожные предприятия получили еще шесть комбинированных дорожных машин.

Что сделают в 2014-м?
Несмотря на состоящее из долгов наследство прошлых лет, дорожники области продолжают выполнять свою главную задачу - поддерживать дороги в безопасном состоянии. Да, строят и ремонтируют не в том объеме, какого хотелось бы всем. Но тут уж приходится исходить из имеющихся средств.
В этом году дорожники должны выполнить:
- строительство (реконструкция) 18,9 км на 252,5 млн (увеличение почти в 2 раза по сравнению с 2013-м);
- капитальный ремонт и ремонт 11,6 км на 258,1 млн (на 21%);
- содержание дорог на 901,3 млн (на 20%).
 

Материал подготовила
Ольга АЛЕКСАНДРОВА


Плюс 200 миллионов
Размер дорожного фонда Костромской области на этот год - 1 млрд 900 млн рублей. За счет чего его можно будет увеличить в следующем году, «СП» рассказал директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Роман Харисов:
- Департамент проводит большую работу по пополнению дорожного фонда области. В частности, с муниципалитетами по изменению статистических данных по протяженности дорог в области.
Как известно, наполняемость дорожного фонда зависит от трех составляющих: протяженности дорог, количества зарегистрированного на территории транспорта и количества реализованного топлива. Если на последние две составляющие мы не можем повлиять, то уточнить протяженность можем.
В муниципалитетах выявлены все бесхозные дороги, дороги, которые вели к существовавшим когда-то производственным объектам, сельхозпредприятиям и т. д. Они сданы в статотчетность. За счет этого в следующем году мы планируем получить дополнительно 200 млн рублей отчислений в региональный дорожный фонд.
Вместе с тем департамент очень серьезно работает над передачей автодороги Кострома-Шарья-Киров-Пермь в федеральную собственность. Принимаются все меры, чтобы эта дорога с 2015 года перешла на обслуживание в Росавтодор. Сейчас в Минтрансе проводится анализ расходов на ее содержание и ремонт.
Замечу, что регион сегодня тратит на эту дорогу 50% всех средств, предусмотренных на содержание дорог области. С ее передачей на федеральный уровень с бюджета снимется огромная нагрузка, и освободившиеся средства пойдут на ремонт наших основных дорог.

Партнеры