Первый из крупных

Эксперты прогнозируют приход в регионы крупных автодилеров. Источники «СП-ДО» подтверждают это на примере Костромы

 

Начавшийся 2014 год подтвердил опасения тех, кто предрекал экономическую нестабильность. Ослабление курса рубля, наложение экономических санкций, замедление роста производства отражается на всех секторах экономики. Как же в этой ситуации будет чувствовать себя региональный рынок продаж автомобилей?
В попытке ответа на этот вопрос корреспондент «СП-ДО» Владимир НЕПРЕМЕННОВ объединил актуальную аналитику и ведущие экспертные мнения региональных специалистов.

 

Замена игроков, слияния и поглощения
Сегодня в автобизнесе крупные федеральные дилерские холдинги чувствуют себя более уверенно, чем компании меньшего масштаба. Как свидетельствует статистика журнала «АвтоБизнесРевю», при общем снижении рынка 2013 года участники рейтинга из Топ-100 автодилеров показали сокращение продаж только на 2,4%, тогда как в целом рынок снизился на 5,5%.
Положительный тренд развития сохранили 50 дилеров, 22 из которых увеличили объем реализации на 10% и более. Суммарные продажи первой сотни дилеров в 2013 году составили 1,47 млн автомобилей: ведущие компании обеспечили 53% продаж на рынке, это почти на 2% лучше прошлогодних показателей. Титул лидера по продажам новых автомобилей по итогам 2013 года по-прежнему сохранил за собой ГК «Автомир».

 

Неудачи на «коротких деньгах»
Вместе с тем не всем даже крупным игрокам рынка удается справиться с изменением экономической ситуации. Как стало известно в начале апреля, один из крупнейших отечественных авторитейлеров - холдинг РРТ лишился представительства остававшихся брендов. Кроме того, одно из юридических лиц автохолдинга РРТ, ООО «РРТ-Моторс», признано банкротом. А ведь еще в прошлом году в холдинг РРТ входило семь компаний, которые были официальными дилерами Subaru, Nissan, Opel, Chevrolet, Cadillac, Hyundai, Skoda, Honda, GM-Avtovaz, MAN. Холдинг РРТ на тот момент владел 27 салонами в 12 городах России
В аналитическом материале, опубликованном в «Коммерсанте», эксперты полагают, что стратегия РРТ не подкреплялась долгосрочными кредитами, а на «короткие деньги» строить бизнес в долгосрочной перспективе невозможно. В статье приводятся и слова основного владельца холдинга г-н Барабанова о том, что проблемы у холдинга начались в 2012 году, когда были построены автосалоны в Казани и Вологде с объемом инвестиций около 1 млрд рублей. Свидетельство о собственности на объекты холдинг получил только в 2013 году, а без документов банки не могли рефинансировать компанию.
Критерии уязвимости
Возможны ли схожие явления на костромском рынке авторитейла? Этот вопрос мы задали руководителям некоторых местных автосалонов, представителям банковского сектора региона.

 


По мнению значительной части экспертов, проблема доступности «длинных» кредитов довольно серьезно затрудняет развитие регионального бизнеса, в том числе авторитейла, который при серьезных оборотах должен иметь большой постоянный склад автомобилей. При этом довольно часто отмечалось, что в последние месяцы усложнилось и получение «коротких» кредитов. Опрос показал, что определенные сложности у автодилеров и кредитных организаций начали появляться еще в 2012 году, когда рост авторынка практически остановился.
Сложности автодилерам предсказывают эксперты агентства «Автостат». Ситуация, складывающаяся на авторынке, позволяет экспертам уверенно прогнозировать укрупнения и банкротства, говорится в исследовании агентства.
Самыми уязвимыми, по мнению аналитиков, оказались мелкие владельцы монобрендовых салонов: прежде всего те, чьи марки показали самые плохие результаты. Кроме того, по мнению аналитиков, в зону риска входят и дилеры с большой кредитной нагрузкой.
Автодилеры действительно страдают от закредитованности, причем как молодые, так и те, кто давно работает на рынке, подтверждает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РоАД) и генеральный директор компании RTDService Андрей Петренко. Основными причинами ухода компаний с рынка будут закредитованность, ужесточение условий банков и низкие продажи определенных брендов, считает он. Его мнение приводит агентство РБК.

 

А кто на смену?
В то же время большинство исследователей согласны, что уход одних игроков не повлечет общего падения рынка. Их активы, скорее всего, перейдут в руки крупных сетей авторитейла. Об этом в частности свидетельствует политика ГК «Автомир», обзор которой приводит аналитический ресурс «Автомаркетолог».
По итогам 2013 года доля федерального рынка компании «Автомир» составила 2,9%. При этом компания увеличила долю региональных продаж в общем объеме продаж группы с 37,7% до 42,8%.
Кроме того, ГК «Автомир» проводит и политику поглощения неудачливых дилеров. Например, в декабре 2013-го компания завершила сделку по приобретению бизнеса московского автодилера «ГАЛФ». По словам генерального директора ГК «Автомир» Николая Груздева, которые приводит «Автомаркетолог»: «Ослабление курса рубля, неопределенность в экономической сфере не способствуют росту спроса на новые автомобили. Первые тенденции мы уже видим, по отдельным маркам дилерские сети сжимаются, многие дилеры задумываются о судьбе своего бизнеса. «Автомир» имеет большой запас прочности за счет широкой марочной и географической диверсификации, а также последовательного курса на повышение устойчивости бизнеса в последние годы. Тяжелые времена в автобизнесе расцениваем для себя как новую возможность усилить свои позиции на рынке».
В целом эксперты уверены, что российский рынок ожидает консолидация, которая будет проявляться в слияниях, поглощениях и укрупнении дилерских центров, банкротстве, отказах от дилерства и закрытии слабых дилеров, перераспределении долей между дилерами, снижении доходности бизнеса.

 

Больше дилеров, хороших и разных
Сегодня в России насчитывается 4,2 тысячи дилерских центров всех автопроизводителей, официально представленных на рынке. Наибольшую роль в развитии авторитейла в нашей стране играют крупные автомобильные холдинги, которые традиционно являются лидерами по показателям продаж и объему выручки. Прежде всего это такие компании, как Major, «Рольф», «Автомир», Genser и «Независимость».
По данным агентства «Автостат», из-за падения авторынка в прошлом году отказались от дилерства или были лишены франшиз 502 компании, но появились 508 новых дилеров. В 2014 году опрошенные эксперты прогнозируют ухудшение ситуации. Конкуренция усилится, констатирует «Автостат», что приведет к консолидации на рынке и усилению позиций крупных холдингов на фоне банкротств мелких продавцов автомобилей.
По итогам 2013 года компанией «Автомаркетолог» отмечается следующее поведение на рынке: активнее растут большие дилерские сети массовых брендов (насчитывающие более 100 компаний по бренду): «УАЗ», Ssang Yong, «ГАЗ», Renault. К брендам, которые в наибольшей степени сократили свое присутствие в России, относятся Peugeot, GreatWall, Nissan, Fiat и Infiniti.
Свежая статистика подтверждает негативные ожидания: в первом квартале 2014 года, по данным Ассоциации европейского бизнеса — АЕБ, автопроизводители продали в России на 2% меньше, чем за тот же период прошлого года.
При этом падение рынка происходит по разным брендам неравномерно. Так, по итогам первого квартала 2014 года объем продаж компании Toyota вырос на 19,5%. В то же время противоположные результаты наблюдаются у Daewoo (–25% по первому кварталу), «УАЗа» (–25%), Ssang Yong (–19%), Peugeot (–18%) и «АвтоВАЗа» (–15%). Наиболее неблагоприятная статистика в первом квартале 2014 года у бренда Ford (– 27%).

 

А как у нас?
Для жителей Костромы проблемы, которые могут возникнуть у дилерских автосалонов, вплоть до закрытия бизнеса, безусловно, не станут хорошей новостью. Так, по данным агентства «Автостат», в рейтинге городов России по обеспеченности автодилерами Кострома оказалась на 29-м месте из 37 (среди городов с численностью от 250 до 500 тысяч человек).
Следует отметить, что почти половина городов в данном списке дилерами перенасыщена (1 дилер на 10 тыс. жителей), тогда как Кострома показывает обратную тенденцию: один автодилер на 33 тысячи человек (без учета китайских автобрендов).
Николай Карямин, руководитель отдела продаж ДЦ KIA в Костроме, так характеризует ситуацию, сложившуюся на региональном авторынке: «Сегодня мы видим, что крупные игроки имеют больше возможностей для борьбы за клиента. Это прежде всего большая доступность автомобилей, существенные рекламные бюджеты.
Конечно, сегодня значительно выросла мобильность населения. Люди готовы ехать за машиной и к нашим соседям в Иваново и Ярославль, и в Москву. В то же время, этот вариант устраивает далеко не всех: многим удобнее купить автомобиль, а тем более обслуживать его, у официального дилера в Костроме. И часто это абсолютно оправданно, мы предупреждаем наших клиентов о возможных проблемах, связанных с покупкой авто у непроверенных дилеров».

 

«Самыми тривиальными способами»
Действительно, по данным ряда интернет-изданий, сегодня фиксируется рост  жалоб потребителей на мошенничества со стороны автосалонов. Так, эксперт общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Сергей Емельянов сообщает, что в настоящее время дилеры «обманывают самыми тривиальными способами». «К примеру, в Москве очень любят разводить покупателей из регионов — они покупаются на рекламу и в итоге покупают автомобили в 1,5 раза дороже».
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин считает, что «в регионах дилеры более честные, в то время как высокая конкуренция среди дилеров в Москве толкает их на изобретение изощренных способов обмана». По словам Янина, «сначала свое дело делают рекламные службы, всеми возможными способами и заманчивыми предложениями привлекая клиентов в автосалон. И только приехав, можно узнать реальную цену автомобиля и что скрывается за объявлениями о распродажах и кредитных предложениях».

 

Новая региональная стратегия автобизнеса
Рыночная ситуация не только создает трудности, но и указывает новые направления развития. Эксперты, принявшие участие в февральском опросе агентства «Автостат», в числе основных трендов 2014 года назвали: снижение общего объема продаж новых автомобилей, снижение продаж российских марок и иномарок массовых брендов. При этом они указали на рост продаж бюджетных авто, китайских и премиальных марок, сегмента кроссоверов и компактных внедорожников, рост продаж на вторичном автомобильном рынке, повышение цен на новые автомобили и автомобили с пробегом.
Эксперты сходятся во мнении, что сегодня недостаточно банальных советов: «улучшить работу по качеству обслуживания», «снижать издержки», «повышать качество гарантийного обслуживания». Сегодня очень важно установить диалог дилеров, дистрибьюторов и производителей. На данном этапе, по мнению экспертного сообщества, производители должны перестать требовать строительства «авто­дворцов», огромных инвестиций в специнструмент, элементы идентификации, фирменную мебель
и прочее.
Такой диалог с производителями проще вести крупным федеральным сетям. Именно поэтому они сегодня активно заходят в регионы.

 

Первый из крупных
Новая рыночная стратегия не обошла и Кострому. Как стало известно нашему корреспонденту, уже в ближайшее время на рынок продаж автомобилей Костромской области выходит крупная московская компания, представляющая федеральную сеть – одного из лидеров российского авторитейла.
Из пока еще неофициальных комментариев можно сделать следующие выводы. По мнению представителей компании, их приход в Кострому абсолютно просчитанное решение. В основе его то, что именно региональный рынок, тем более такой недостаточно освоенный, как Кострома, имеет тенденции роста. Кроме того, сообщают источники «СП-ДО», новый автодилер приходит на полностью готовую базу продаж и сервисного обслуживания, удобное месторасположение салонов с продуманной логистикой.
В работе нового авторитейлера будет использован опыт и квалификация сотрудников, помещения и база продаж, сервисные мощности, а также дилерский пакет одного из крупных игроков местного авторынка.
Подтверждение этой новости «СП-ДО» получила и у местных участников рынка. Так, представитель подразделения по связям с общественностью ООО «Карнивал» Анна Синицына сообщила нашему корреспонденту, что «действительно на место ООО «Карнивал» приходит новый московский дилер, связанный с одним из лидеров российского авторитейла. Мы полагаем, что для наших клиентов это обернется только «плюсами», так же как и для работников компании, которые переходят работать к новому автодилеру. Сегодня даже принято решение, что привычное для костромичей название «Авторим» пока сохранится на здании на 2-й Волжской, 19, но теперь уже как обозначение крупнейшего по площадям техноторгового центра Костромской области».
Экономическая ситуация развивается очень динамично, и скорее всего это не последние новости и тенденции российского и местного авторынков. Будем следить за ними и в дальнейшем и надеяться, что в конечном итоге от усиливающейся конкуренции в выигрыше окажутся все потребители услуг, в первую очередь - простые автолюбители.

Партнеры