Андрей Бычков: Системе власти необходим баланс противовесов


Наверное, в нашей области нет человека, который знает об областной Думе больше, чем ее теперешний спикер, председатель четырех созывов Андрей Бычков. Андрей Иванович работает в региональном парламенте с первого дня его образования. За  двадцать лет депутаты всех созывов провели огромную работу по созданию законодательной и нормативной базы региона. Всего было принято более 1700 законов.  Андрей Иванович может рассказать о том, как шла работа практически над каждым из них. Накануне юбилея Думы с Андреем Бычковым побеседовала корреспондент «СП-ДО» Юлия МЕРКУРЬЕВА.

-  Андрей Иванович, какие главные задачи стояли перед каждым созывом Думы?
- Задачей первого было формирование основ законодательной базы области. Пришлось все начинать с нуля. В октябре 1993 года областной Совет народных депутатов самораспустился, районные и городские Советы тоже. Практически образовался правовой вакуум. Мы начали с принятия закона о Костромской областной Думе и Устава области. Законодательный процесс пришлось осваивать, поскольку наработок не было даже на уровне Российской Федерации. Приходилось пользоваться чьим-то опытом, самим что-то изобретать.
Депутаты второго созыва работали над созданием новых форм взаимодействия с органами власти местного самоуправления и нормативно-правовой основы экономического, социального и политического развития региона. Сразу несколько долгосрочных областных целевых программ впервые приняла Дума третьего созыва. Перед ней также стояла задача по принятию пакета документов, направленных на реализацию 131-го Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления.
Одним из основных направлений деятельности четвертого созыва стало законодательное сопровождение приоритетных нацпроектов. В октябре 2010 года приступил к работе пятый созыв. Основные направления его деятельности  - новые подходы к формированию областного бюджета, участие в разработке долгосрочной стратегии социально-экономического развития области, борьба с коррупцией, законодательное обеспечение указов президента.  
- Назовите законопроекты, которые помогли улучшить жизнь простого костромича.
- Многие законы точечно касаются отдельных категорий. В первом созыве мы приняли закон о вдовах финской и японской войн - им выплачивали вторую пенсию за счет областного бюджета. Принимались и законы о материальной поддержке Героев Советского Союза и Героев  Социалистического Труда, многодетных семей.  Более широкая аудитория - те, кто получил звание «Ветеран Костромской области». За этот закон, которым мы поддержали добросовестно проработавших наших земляков, нас очень благодарили. Можно назвать и именуемый в народе «закон о 300 тысячах», устанавливающий региональную социальную выплату в размере 300 тысяч рублей на приобретение или строительство жилья при рождении третьего ребенка.
- Какая работа проведена депутатами для развития экономики области?
- Можно отметить несколько значимых для области законов, которые были приняты в последнее время. Об участии региона в государственно-частном партнерстве, о промышленных округах, об уполномоченном по защите прав предпринимателей. Также совершенствуется региональное законодательство в инвестиционной сфере.
Не могу не отметить, что в этом направлении, впрочем, как и в большинстве остальных, мы тесно взаимодействуем с губернатором Сергеем Константиновичем Ситниковым, принципиальная позиция которого по созданию в регионе благоприятной инвестиционной среды и снятию административных барьеров для предпринимателей и инвесторов находит поддержку у депутатского корпуса.
- Существует большой список того, что Дума сделала. Как вам кажется, что депутатам сделать не удалось?
- К сожалению, нам не удалось развить и поддержать сельхозпроизводство, хотя попыток было немало. Трудно решается и задача сокращения дефицита областного бюджета. Несмотря на то, что доходы растут, сегодня большинство полномочий с федерального уровня передается на региональный, но они не всегда имеют финансовое обеспечение. Сейчас больших вложений собственных средств требует развитие региональной экономики, но это не должно делаться в ущерб жителям области. На протяжении всей своей истории областная Дума голосовала за сохранение взятых ранее социальных обязательств. Мы считаем, что нельзя решать проблемы бюджета за счет их отмены.
- Вас избирали в Думу пять раз, есть какой-то секрет отношений с избирателями, чтобы оставаться популярным депутатом в своем округе?
- Считаю, что всегда надо оставаться человеком. Если ты имеешь властные полномочия, ты должен использовать их во благо. Как депутат, я всегда стараюсь встречаться с людьми, рассматривать все обращения избирателей. Многие вопросы удалось и удается решить. К примеру, в Костромском районе мы не закрыли ни один фельдшерско-акушерский пункт, ведь для людей это самая близкая медицинская помощь.
- Состав Думы разноплановый, как удается  руководить таким сложным коллективом?
- Руководить коллективом всегда непросто. Но я для себя помню, что мы все равны, каждый из депутатов может быть таким же председателем. Считаю, что в каждом надо видеть человека, дать ему высказаться, постараться дать ответ на его вопросы. Но я все-таки хочу, чтобы пленарные заседания не превращались в базар, кто кого перекричит. На то и руководитель, чтобы уметь руководить. Надо уметь выслушать мнение каждого и находить золотую середину.
- Многие бывшие и действующие депутаты хранят свои депутатские значки. У вас уже есть коллекция?
- У меня их много, начиная с сельского Совета и заканчивая Советом Федерации. Коллекцию из них не оформил - некогда. Вообще у меня немало памятных вещей. Есть газеты хрущевских времен.
- Жизнь сильно бы изменилась, если бы областные парламенты решили ликвидировать?
- Если законодательное собрание исчезнет, то исполнительная власть останется бесконтрольной, нарушится баланс противовесов в системе власти. Это будет равносильно тому, чтобы вернуться к царским временам, когда монарх один мог казнить и миловать и сам для себя писал указы. Получится, что чиновник сначала сам решит, куда направить деньги, а потом сам же проконтролирует, как их потратили. Законодательная власть ставит власть исполнительную в определенные рамки. Кстати, ни одна цивилизованная страна парламент не ликвидировала. Если он распускается из-за  несостоятельности, избирается новый состав.
- Как вам кажется, какой Дума будет еще через 20 лет, в 2034 году?
- Думаю, что состав Думы будет меняться. Надеюсь, что он будет пополняться молодыми, активными, проявившими себя в какой-то деятельности депутатами. Но и преемственность должна оставаться, чтобы было кому передать опыт. И самое главное, Дума должна оставаться самостоятельной, подотчетной только своим избирателям. К этому времени, думаю, законодательство резко не поменяется, но какие-то новации появятся, может, в чем-то вернемся к прежнему опыту, например, к распределению после окончания вуза.

Партнеры