Всем - хор. И каждому - отлично

Других оценок на пороге юбилея вряд ли стоило ожидать. Если за десять лет – около сотни концертных и оперных проектов. Если в десять лет – уже лауреат двух международных конкурсов. Если десять лет – под руководством одного неравнодушного маэстро. И пусть художественный руководитель и главный дирижёр Академического камерного хора Государственной филармонии Костромской области Алексей Мельков в преддверии десятого дня рождения своего коллектива скромничает: «Итог? Вполне удовлетворительный!», как раз «удовлетворительно» Академическому камерному хору не осмелится поставить никто.
Не потому, что концерты в Большом зале Российской академии музыки имени Гнесиных и Большом зале Московской государственной консерватории имени Чайковского (наш камерный хор ещё и в столичном Доме музыки шесть лет назад гостил) – это как минимум хорошо. И не потому, что победа в III Международном конкурсе «Credo-2011» и ХХXII Международном фестивале-конкурсе духовной музыки «Хайнувка 2013» – безоговорочно отлично. По-настоящему отлична – от мейнстримных лозунгов тысяч российских музыкантов – консервативная позиция костромского маэстро Мелькова: «Русское хоровое искусство лучшее в мире. И мы сделаем всё, для того чтобы сохранить академическое искусство». Саркастически уточняю: «В провинции?» – самоотверженно кивает головой.

 


И этой самоотверженности можно верить: в кресле напротив выпускник дирижёрского факультета и аспирантуры легендарной Гнесинки. Который, несмотря на столичные перспективы, в 2004-м откликнулся на просьбу начальника городского управления культуры Татьяны Гачиной. Так традиции муниципальной хоровой капеллы под управлением Евгении Софроновой возродились в традициях муниципального камерного хора. Который, сопротивляясь местечковой замкнутости, «спелся» с капеллой «Ярославия». Так провинциальный хор превратился в хор известный. Который, мечтая о новых горизонтах, принял приглашение костромской филармонии. Так самодеятельный хоровой коллектив стал хоровым профессиональным коллективом. Первым в истории региона.
Теперь проекты самого высокого уровня Мельков даже не в состоянии перечислить наизусть – слишком много. «В 2008-м спектакль «Амадей» с участием Евгения Стычкина и Даниила Спиваковского, в 2009-м – «Дидона и Эней» и «Борис Годунов», а потом «Хованщина» и «Князь Игорь», – вспоминает только успешные оперные. А ведь были ещё и потрясающие концертные: Большая месса до минор и «Реквием» Моцарта, «Магнификат» Баха, «Литургия», «Всенощное бдение» и «Колокола» Рахманинова, шедевры акапелльные и кантатно-ораториальные. И обязательно будут. В 2015-м, обещает Алексей Мельков, Кострому ждёт грандиозная программа, посвящённая юбилею Георгия Свиридова.

 


А пока – юбилей, который Академический камерный хор встретит в Большом зале областной филармонии уже 13 марта. И откроет цикл весенних «академических» проектов филармонии. Первые - уже в марте: 21-го столичный виртуоз Сергей Колесов впервые познакомит костромичей с «другим» саксофоном – в программе концерта «Во власти саксофона» Дебюсси, Шнитке и Рахманинов. А всего через пять дней, 26 марта, казанский пианист, заслуженный деятель искусств России и народный артист Республики Татарстан Евгений Михайлов расскажет «Историю любви в письмах и музыке». Любви шумановской. Которая, впрочем, мало чем отличается от любви костромской филармонии: академическая классическая музыка – их самая главная страсть.

Дарья ШАНИНА

Партнеры