Николай Журавлев: Итоги работы Совета Федерации в осеннюю сессию

Закончилась осенняя сессия Совета Федерации. Это полугодие было результативным, полным серьезной законотворческой работы. Приняты важные законы, каждый из которых показывает, что мы движемся в правильном направлении в сфере демократизации политической системы страны, развития институтов гражданского общества, повышения конкурентоспособности российской экономики, модернизации социокультурной сферы.
Практически все одобренные палатой федеральные законы непосредственно направлены на реализацию положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года и указов главы государства от 7 мая 2012 года.
В период осенней сессии основное внимание Совета Федерации было сосредоточено на главном финансовом документе страны – федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Отличительной особенностью федерального бюджета является то, что он сформирован на основе государственных программ РФ, подход к формированию данного документа базировался на повышении эффективности бюджетных расходов при неукоснительном выполнении всех социально-экономических задач и соблюдении государственных приоритетов.

 


Продолжилось законодательное обеспечение пенсионной реформы. Застрахованным лицам предоставлено право выбора варианта пенсионного обеспечения. В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ о бюджетной политике в 2014–2016 годах для основной массы плательщиков сохранен на уровне 2013 года базовый тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Кроме того, продлен до 2018 года период применения льготного тарифа страховых взносов в размере 20% для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах, а также социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и аптек, применяющих специальные режимы налогообложения.
В рамках работы по мониторингу состояния законодательства и правоприменительной практики Совфед подготовил совместно с Госдумой Отчет о состоянии российского законодательства на тему «Российское законодательство: 20 лет развития в русле Конституции РФ».      
Отчет посвящен состоянию федерального и регионального законодательства с точки зрения полноты правового регулирования, его системности, непротиворечивости, соотнесения с целями и задачами политического и социально-экономического развития страны, намеченными в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от
12 декабря 2012 года.
В отчете отмечены этапы развития законодательства субъектов Федерации, его основные проблемы и тенденции. На основании проделанной за последнее время работы  делается вывод о завершении этапа правовой гармонизации законодательства субъектов Федерации и федерального законодательства, намечены приоритеты дальнейшей работы по совершенствованию законодательства регионов.

 

Принимая во внимание мою деятельность в работе Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, необходимо отметить главные события, произошедшие в этих сферах:

 

1 Создание мегарегулятора и смена руководства ЦБ.
Новым  председателем Банка России была назначена Эльвира Набиуллина, которой удалось сохранить все лучшее, что было сделано ее предшественником Сергеем Игнатьевым за 11 лет работы, но и сделать несколько шагов, оказывающих серьезное влияние на финансовый сектор отечественной экономики.
Хочу отметить усилия по созданию на базе Центрального банка мегарегулятора. Решение о его создании было обусловлено постоянным взаимодействием различных сегментов финансового рынка. Для эффективного функционирования мегарегулятора, противостоянию возможным кризисным явлениям в финансовой сфере нужны не только организационные усилия. Необходимо законодательное обеспечение этого процесса, Совфед со своей стороны оказывает ЦБ необходимую поддержку.

 

2 Борьба с «грязными» и «дырявыми» банками.
Финансовые власти страны стремятся вывести из игры различные финансовые «прачечные». Самый показательный случай такой борьбы – отзыв лицензии у «Мастер-банка». Это имеет важное значение не только для наведения порядка, четкого соблюдения законодательных норм. Отмечу, что в целом отечественная банковская система устойчива. Большинство банков – я говорю не только о крупных, но и о средних, небольших региональных банках – работают в рамках действующего законодательства, внимательно относятся к рискам, поэтому объективных оснований для «кризиса недоверия», подобного тому, что был в 2004 году, нет.

 

3 Охлаждение рынка потребительского кредитования, темпы роста объемов выданных потребительских кредитов упали с 60 до 20–25% в годовом исчислении.
Ценовая доступность кредитов для населения не ухудшилась, а в ряде случаев (например, при кредитовании под залог) даже улучшилась. Но банки стали более серьезно подходить к оценке рисков. Задача финансовых властей – уменьшение рисков, связанных с необеспеченным кредитованием, имеет и социальной аспект: речь идет о недопущении высокой закредитованности домохозяйств. В противном случае, при развитии негативных тенденций в экономике, мы рискуем получить две проблемы: повышенную дефолтность по кредитам для банков и социальную напряженность в связи с невозможностью ряда заемщиков полностью обслуживать кредитные обязательства. Конечная цель всех усилий – снижение глобальных рисков в банковской системе России.

 

4 В рамках работы по развитию финансовой системы страны палатой одобрен Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)».
Велась активная работа над данным законом, рассмотрение и принятие которого сопровождалось продолжительными и острыми дискуссиями. Обсуждение закона проходило в рамках заседаний Комитета Госдумы по финансовому рынку, рабочей группы по развитию законодательства в банковской сфере при Общественном совете Министерства финансов России, совещаниях по доработке закона «О потребительском кредите (займе)».
Мной были внесены поправки, которые были учтены в тексте нового закона «О потребительском кредите (займе)».

 

5 Ужесточение требований к капиталу для повышения финансовой устойчивости банков.
В целом Россия неизбежно движется к внедрению системы регулирования банковского сектора «Базель III», одобренной странами «большой двадцатки». Ее суть заключается в повышение устойчивости банковского сектора через ужесточение требований к ликвидности, объему и качеству капитала кредитных организаций. Внедрение этих требований должно не только снизить риски возникновения проблем внутри банковского сектора, но препятствовать их перерастанию в экономические проблемы на национальном и международном уровне.


Партнеры