Константин Парфенов: Европейского туриста нужно привлекать качественным сервисом

Современный бизнес похож на шашки — преимущество у того, кто делает первый ход. Конечно, это не гарантирует победы в итоге, но дает больше шансов на успех дела. Свой  ход Константин Парфенов уже сделал — совсем скоро открывается хостел, где он является директором. В свои 22 года Константин входит в бизнес, который в нашем городе еще только начинает развиваться. О том, как сделать первый ход и как играть на поле гостиничного бизнеса белыми, с Константином Парфеновым побеседовал корреспондент «СП-ДО» Сергей ЧЕЛЫШЕВ.

 

Развитию бизнеса мешали колдуны
- Еще недавно смысл слова «хостел» пришлось бы объяснять большинству костромичей. Но сейчас в нашем городе таких заведений для размещения туристов уже два. Как пришла идея открыть свой хостел?
- Я побывал в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, других городах и видел людей разного возраста, разного достатка, которые останавливаются в хостелах не потому, что у них нет денег, а потому, что они хотят экономить. Зачем им платить за услуги, которые им не нужны. К примеру, за кондиционер в каждом номере? Кроме того, я работал в одной из гостиниц администратором и видел, как устроен бизнес. Так стало понятно, что это именно то дело, которым я бы хотел заниматься.
- Но хостел — это далеко не гостиница...
- Есть достаточно много общего. Кострома — это не Москва и не Петербург. Наш город отличает сезонность посещений. Любой бизнес в Костроме, который связан с расселением, от квартир до элитных гостиниц, связан с сезонностью. В этом сходство хостела и гостиницы. Конечно, есть разница по размерам номеров, по их количеству. Но у меня есть такой посыл: зачем нужен хостел, если в нем нет сервиса, как в нормальной гостинице. Пусть меня лишают возможности жить в отдельном номере, иметь отдельный душ, но при этом в хостеле должен быть бесплатный wi-fi, бесплатный чай. Такие услуги есть уже в Европе, должны быть и в костромских хостелах.
- Знаю из вашего блога, что в развитие бизнеса вмешались колдуны, это так?
- Почти. Это долгая история. Я ездил в Калугу на школу инженерного бизнеса, где серьезные инвесторы приезжали и общались со студентами, делились своим опытом. Мой друг, который был организатором мероприятия, сказал, чтобы я захватил с собой еще двух человек из Костромы. Согласились мои товарищи. Но для участия была необходима бизнес-идея. Мы ее придумали, но без особого стремления победить, отправились в Калугу. Нас определили в разные команды, и так получилось, что за четыре дня, что проходило мероприятие, мы заняли первое и второе места в своеобразном турнире. И в его процессе мы поняли, что открыть свой хостел не так сложно. Когда приехали в Кострому, то начали с одним из этих товарищей уже просчитывать: где и что закупать, какая нужна мебель, техника и прочее. И вот, когда уже настало время конкретных действий, мой компаньон сообщил, что колдун ему сказал в этом бизнесе не участвовать, поскольку его ждет более выгодная идея. Это совсем не шутка! Да и мне тогда было не до шуток: встал вопрос, что делать? К счастью, нашлись люди, готовые вложиться. Это стало отправной точкой для создания команды, которая сейчас есть.

 

 


- Насколько успех в бизнесе зависит от команды?
- Процентов на 90. Многие со мной спорили по этому поводу, но я считаю, что можно не иметь денег на какую-то вещь, но у тебя есть люди в команде, которые могут помочь. Хорошая команда всегда держит в тонусе. Кроме того, команда в трудной ситуации всегда поддержит.
- Вы сейчас вспомнили об одной из бизнес-школ. Их сейчас работает великое множество. Кому же из них можно доверять?
- Сложный вопрос. Мне кажется, что инициатива бизнес-обучения должна исходить снизу. Тогда есть больше желания воплотить свои идеи в жизнь. Если бизнес-школа открыта по разнарядке сверху, то обучение может проходить формально. К счастью, в той школе, в которой мне довелось поучаствовать, инициатива исходила от студентов. Главная цель была в том, чтобы ребята, у которых есть идеи в инженерии, нашли людей, готовых вложиться в развитие.

Нужно удалять хамство из сферы услуг
- На какую аудиторию должен быть рассчитан современный хостел?
- Во-первых, на студентов. И не только на тех, которые просто путешествуют, но и на тех, кто приезжает на сессию. Плюс туристы из крупных городов: Москвы, Санкт-Петербурга. И, конечно, иностранцы. Для них, кстати, мы делаем двуязычный сервис.
- Студенты постоянно экономят. А вот туристы-иностранцы, кажется, привыкли жить в более дорогих гостиницах?
- Начнем с того, что первый хостел появился в Германии. Немец, которому лет шестьдесят, скорее остановится в хостеле. Это народ, который привык считать деньги. Если он понимает, что весь день будет гулять по городу и фотографироваться у достопримечательностей, зачем ему платить за телевизор в номере? Они как раз прекрасно понимают, что можно не переплачивать.
- Вы анализировали, кто чаще всего приезжает к нам в город?
- Было проведено большое исследование: когда в Кострому приезжает больше всего туристов, зачем приезжают, сколько готовы тратить, где останавливаются. Анализировал я и то, какие иностранцы к нам приезжают чаще. Это было обязательно сделать, чтобы видеть, как развивать собственный бизнес. Интересно, что чаще всего в Кострому приезжают немцы и французы. Причем немцы здесь больше бывают летом, а французы одинаково часто посещают Кострому и летом, и зимой.
- За счет чего в нашем городе можно достичь европейского уровня сервиса?
- За счет удаления хамства в первую очередь. Работник не должен показывать своих проблем. Если тебе сегодня нахамили в лифте, не нужно показывать это окружающим. Клиент не должен получать плохой сервис, если у работника плохое настроение. Этому, к сожалению, не учат. Каждый предприниматель в любой сфере, где есть общение между людьми, сталкивается с этой проблемой. Если у нас появятся тренеры, которые будут заниматься тренингами персонала, это будет хороший бизнес для этих педагогов и, в свою очередь, возможность иметь подготовленного работника для сферы обслуживания.
- Недавно в областной Думе на «круглом столе» было озвучено такое предположение, что Костроме не нужны гостиницы 4 и 5 звезд. Хватит хостелов и дешевых гостиниц. Вы с этим согласны?
- Попробую с этим не согласиться. Я проводил аналитику гостиничного бизнеса в нашей области. У нас много гостиниц среднего класса, и в этом секторе уже есть насыщение. А вот элитных гостиничных комплексов у нас мало, но те, что есть — точно не работают в убыток.

 


- Где более всего развита сеть хостелов?
- В крупных городах, Москве и Санкт-Петербурге. В Москве хостелы растут как грибы. Это один из тех регионов, где постоянно увеличивается турпоток. В московских хостелах в основном живут англичане и американцы. Но есть такая градация: если хостел стильный, современный, то там размещаются туристы-иностранцы, если же хостел больше похож на ночлежку, то там живут рабочие из ближнего зарубежья.
- Вы сами вспомнили стереотип, что хостел — это ночлежка. В лучшем случае, общежитие. В чем кардинальная разница?
- Главное различие — в подходе к клиентам. Турист должен приходить в хостел, как в гости к хорошему другу. В Костроме много красивых, интересных мест, гостиниц, кафе и ресторанов. Но совершенно нет сервиса — долго обслуживают, невежливо общаются. В хостеле такого быть не должно. Хочется создать приятную атмосферу для каждого клиента.
- Костроме развитие сети хостелов и гостиниц необходимо, если мы рассчитываем на рост турпотока. А в районах области, на ваш взгляд, есть перспективы?
- Конечно. У Галича, к примеру, огромный потенциал, ничуть не меньше, чем у Костромы. Нерехта тоже, хоть и не такой большой город, но богата уникальной архитектурой, историей. Шарье и Бую сеть хостелов нужна по другой причине — это два транспортных узла. Человеку, чтобы с поезда на поезд пересесть, нужно где-то отдохнуть. Поэтому здесь есть огромные перспективы.
- Насколько много интересных событий в Костроме в течение года?
- По данным некоторых агентств и аналитических центров, Кострома несколько раз входила в десятку по России по посещаемости. Это было на майские, ноябрьские праздники. Охотно едут туристы на Масленицу, на народные гуляния. Накладывает отпечаток то, что мы входим в «Золотое кольцо», есть туристические маршруты через Кострому. Это приносит свои дивиденды.
- Вы часто путешествуете?
- За три года я объездил более двадцати городов России, был в Белоруссии, Киргизии и Литве. Недавно ездил на Кавказ, в Черкесск.

Открыть бизнес можно хоть в Костроме, хоть в Лос-Анджелесе
- Сколько времени проходит от рождения идеи до воплощения?
- У меня этот срок составил полтора года. Я рассказывал свою идею тем, кто уже имеет бизнес, заработал деньги. Они мне давали конкретные советы, и идея все больше принимала четкие очертания. Но моя цель тогда была закончить учебу. Поэтому пришлось немного отложить реализацию своей задумки.
- Насколько тяжело выпускнику вуза сегодня решиться открыть бизнес? Пусть и с поддержкой команды.
- Сложно только в голове. Открыть свое дело можно всегда, в любой стране и при любых обстоятельствах. Есть препятствия, которые будут везде — хоть в Костроме, хоть в Москве, хоть в Лос-Анджелесе. Но если ты действительно хочешь и стремишься — ты будешь действовать.
- Много было скептиков, которые отговаривали открывать свое дело?
- Скажу так: большинство моих друзей из других городов поддерживали идею, говорили, что это интересно, перспективно. А вот большинство костромичей было настроено пессимистично. Сразу спрашивали: «Не прогоришь ли ты в первый месяц?».
- Когда открывали свой бизнес, вы ждали помощи от государства?
- Одним из толчков к созданию бизнеса была государственная субсидия. Под нее писали бизнес-план, на нее рассчитывали. Но просто не успели подать заявку. Хороший бизнес-план должен пройти этапы подготовки, аналитики. Нам не хватило дней пять, чтобы участвовать в программе по поддержке малого и среднего бизнеса. Но все равно мы поняли, что открываться необходимо. Субсидия, помощь от государства — это хорошо. Безусловно, хочется поучаствовать в других конкурсах, получить поддержку. Я считаю, что государство может реально помочь. Главное грамотно составить заявку, преподнести свою идею.
- Как родители отнеслись к тому, что вы открыли свое дело? Говорили о рисках или, наоборот, подталкивали к открытию бизнеса?
- Они полностью меня поддержали. Это, я считаю, одна из составляющих успеха, когда близкие поддерживают тебя. Даже если это не материальная помощь, а советы, подсказки — все это позволяет иметь некую «подушку безопасности». Ты понимаешь, что за тебя волнуются, тебе помогут.
- Вы - рискованный человек?
- Мне кажется, что рискованных поступков я совершил достаточно много. Но объективно судить можно только со стороны. Вернусь к моей поездке на Кавказ. У людей есть мнение, что там страшно, что там идет война. И те, кто не знает, как там на самом деле, считали, что я совершил рискованный поступок. Но те, кто уже бывал там, понимали, что там все обстоит по-другому, что там здорово. С удовольствием вспоминаю ту поездку. Я побывал в Черкесске, в Архызе, на Домбае, в Кисловодске. Убедился, что лучше гор могут быть только горы!
- Я знаю, что вы увлекаетесь парламентскими дебатами. Это помогало вам дискутировать с арендодателями?
- В некотором роде, да. Мы несколько месяцев спорили чуть ли не по половине пунктов договора. Кстати, пришлось менять несколько арендодателей, поскольку их договоры были не совсем корректны. Например, в половине типовых договоров пишется «Рассмотрение дел по этому договору будет проходить в Арбитражном суде города Костромы». А такого суда в принципе нет. Есть Арбитражный суд Костромской области. Поэтому мы с юристами очень внимательно читали каждый пункт. Кроме того, дебаты позволили найти друзей во многих регионах страны. Кстати, половина команды хостела из «дебатерской тусовки».
- Должен ли хозяин гостиницы, отеля или хостела хотя бы немного пожить в своем заведении?
- Думаю, да. Кстати, я собираюсь работать в хостеле в том числе и администратором, чтобы почувствовать на себе всю эту работу. Хочется пожить, проверить, насколько все качественно и комфортно. Если руководить бизнесом номинально, то можно упустить какой-либо момент. Но если ты живешь рядом, то чувствуешь проблемы гостей.
- Какие черты характера нужны молодому бизнесмену?
- Должна быть жесткость решений, но в тот же момент лояльность к тем, что начинает вместе с тобой дело. Ничего хорошего не выйдет, если есть какой-то гнет. Необходимо держать субординацию, но относиться к членам команды вежливо. И, конечно, быть разумным и экономным.
- Вы закончили физмат КГУ им. Н.А. Некрасова. Что дает классическое образование для развития бизнеса? Ведь есть мнение о том, что образование менее важно, чем хватка и врожденный талант бизнесмена.
- Во-первых, классическое высшее образование дает кругозор. Университет — хорошая площадка для старта и развития идей. Знания, которые дает вуз, позволяют развиваться личности. И, конечно, в университете ты находишь людей, которые могут помочь тебе, причем не только в бизнесе. Кроме того, я являюсь сейчас педагогом дополнительного образования по физике. Так что, это дало и место работы.
- Есть два определения — предприниматель и бизнесмен. Какое вам ближе?
- Наверное, предприниматель. Хочется приносить что-то новое. Но если переводить понятие «бизнесмен» дословно, то это «человек дела». Это тоже близко мне. Человека ведь судят по его делам.
- И как вы видите развитие своего дела в будущем?
- Хочется создать сетку забрендированных хостелов не только в Костроме, но и в регионах страны. Определенная стратегия уже есть, куда дальше вкладывать деньги, когда мы пройдем точку безубыточности.

Партнеры