Олеся Циглова:

 

7-1

 

 

Если мы не будем знать своих корней, как станем жить дальше?

 

Руководитель фольклорного коллектива «Владимирская вечора» Олеся Циглова вместе со своим ансамблем принимала участие в Царских днях, прошедших недавно в Костроме. Народные песни, хороводы и потрясающие, сделанные своими руками, костюмы произвели неизгладимое впечатление на костромичей и гостей города, которые пришли в те дни в парк «Центральный». По мнению Олеси Олеговны, сегодня как никогда актуально возрождение народных традиций и бережное отношение к тому наследию, которое оставили нам предки. А благочестие, скромность и целомудрие являются неотъемлемыми национальными чертами наших людей.

 

На народную музыку мозг реагирует феерически
- Олеся Олеговна, расскажите немного о себе и том, с чего начинался ваш коллектив.
- Я из Владимира, по образованию социальный педагог, музыкант и психолог. Старший преподаватель кафедры теории и методики воспитания Владимирского института развития образования им. Л.И. Новиковой. Занимаюсь изучением вопросов воспитания, этнической культуры, этнофизкультуры, фольклора народов России, преимущественно русского. В музыке с пяти лет, начинала с академического хора, потом восемь лет пела в фольклорном коллективе. В январе 2015 года меня пригласили знакомые с просьбой научить их петь. Также мы начали изучать русские танцы, игры.
Как раньше развлекалась молодежь, знакомилась, общалась? Народ собирался в избе на посиделки, на вечорки. Девушки пряли, ткали, занимались рукоделием, общались. Парни плели лапти, резали ложки. Там же они пели, танцевали, водили хороводы, присматривались друг к другу, создавались пары – когда на вечер, а когда и на всю жизнь. Мы восстанавливаем этот формат общения молодежи, проводим вечерки, приглашаем людей, пьем чай, поем, водим хороводы, общаемся. Кроме того, учимся петь, ставим голос - у меня сложилась своя система, которая позволяет раскрыть природный голос без слома связок. Сейчас наша задача – донести до наших современников альтернативный вариант совместного досуга, развития себя, решения проблем.

 

- А какое отношение имеет психология к вашему увлечению?
- Сфера моих исследований лежит в области музыкальной психологии. С 1999 года изучаю взаимосвязь развития личности человека и той музыки, которую он воспринимает. Как показывает практика, существует четкая взаимосвязь между тем, что мы воспринимаем, предпочитаем и слушаем, и тем, как формируется наша личность.
У меня появилась мысль - значит, не все так просто, нужно понять, что происходит, если человек слушает классическую музыку, современную популярную или фольклорную. Очень интересные исследования на этот счет у Татьяны Черниговской, советского и российского ученого в области нейронауки и психолингвистики, которая не так давно в одной из телевизионных передач рассказывала об эксперименте, в котором людям дали послушать музыку и проследили реакцию мозга. Получилось, что на родную для человека фольклорную музыку мозг человека реагирует просто феерически. Если копнуть глубже, музыка сильно влияет не только на эмоциональную, но и на физиологическую, социальную, личностную составляющую.

 

7-2

Как партия народ танцевать учила
- Но ведь народные песни - это не только музыка, но и, пожалуй, в первую очередь слова.
- Народная песня сочетает в себе все сразу – текст, мелодию, действо и адекватный пению момент. Тексты песен выкристаллизовывались на протяжении сотен лет. Один человек запел песню, другой повторил, третий повторил уже за вторым, что-то отбросил, что-то добавил от себя, и так дальше - песня начинает свое путешествие по человеческой памяти. Люди, перепевая песни, отсекают лишнее, частное, добавляют что-то свое, общее и единое для всех,  и текст, уже обточенный несколькими поколениями, становится идеальным для восприятия.


- Какие русские народные песни вы, например, можете назвать?
- «Дубинушка», «Барыня», почему-то в голову идут еще и украинские. У каждого человека свой личный опыт и ассоциации. Как правило, когда людям задаешь этот вопрос, чаще всего они называют «Во саду ли, в огороде». После этого мы задаем вопрос: а кто знает ее до конца? …Хотя бы один вариант?! А кто знает, что под нее есть специальный хоровод? В 99,9 процентов случаев люди этого не знают.
На примере песни  «Во саду ли, в огороде» можно разобрать смысловой воспитательный аспект, заложенный в ней. Суть ее в том, что парень ходит к девушке, приносит ей подарки. Она ему отвечает, мол, не хочу кумачу и ничего мне не надо, не подкупишь меня подарками. «Если хочешь, подари золото колечко. Золотое то колечко я прижму к сердечку». То есть если у тебя добрые и серьезные намерения, ты меня ничем не подкупишь, приходи и сватайся по-хорошему.
Когда современные молодые люди это проговаривают, у них эта модель поведения откладывается на подсознательном уровне. Закладываются образцы благочестия, скромности, целомудрия. Ведь все хотят любимого, счастливую семью.


- Вы рассказываете необычные вещи, с этой точки зрения мало кто рассматривал фольклор.
- Да, музыкальная психология, музыкальная этнопсихология – дисциплина относительно молодая. Среди специалистов совсем немного серьезно занимаются изучением этого вопроса.


- Когда же начались искажения в русской традиции?
- Глобальные изменения в русском фольклоре начались после революции, когда в стране решили, что будут создавать нового, советского человека, все народное, традиционное признавали отжившим, не имеющим ценности для искусства. Выстраивался проект культпросвета. Есть хорошая книга Игоря Нарского «Как партия народ танцевать учила», где он рассказывает, как формировалась эта новая «традиционная» фольклорная среда.
Созданное искусственно постепенно отмирает. Что видит человек, когда приходит, допустим, на праздник Масленицы? Ходят женщины в сарафанах, надетых на дутые куртки, без поясов, на головах в лучшем случае платки или пластиковые кокошники.  Не слишком привлекательный образ, не правда ли? А когда это выдается за «нашу национальную традицию», это вызывает недовольство и разочарование. Люди в большинстве не знают истинной красоты русской одежды, песен, душевного взаимного общения. Пришла пора заполнить пустоту, сделать так, чтобы люди знали и гордились своими традициями, в том числе народными песнями, танцами, одеждой.

 

Из истории костюма
- Кстати, по поводу костюмов, у вас замечательные, очень красивые платья и сарафаны, сами шьете?
- Да, я шью сама. То, что вы видите на мне - это новодел, но сделанный по образцам существующих музейных вещей. Это копия сарафана, который носили женщины в конце XIX века на северных границах Владимирской губернии. Рубаха оттуда же. Пояса тоже тку сама. Одежда должна быть удобной, функциональной, красивой.  «Европейская» мода постоянно навязывает нам что-то неудобное -  короткие вещи, узкие, в облипку брюки а-ля кальсоны, открытые щиколотки, рваные вещи, но мы ведь понимаем, что все это влияет на здоровье. Сейчас модная одежда - с дырками, а ведь это неряшливость.
Возвращаясь к одежде, стоит заметить, что крой русской одежды удивительно простой и экономичный. К примеру, мужские порты шились из куска всего сто десять сантиметров на полтора метра.


- Где вы берете образцы для костюмов?
- Смотрим в музеях, дружим с Судогодским домом народного творчества, обращаемся к опыту Владимиро-Суздальского музея-заповедника, владимирского Дома фольклора. Исследуем опыт наших единомышленников в регионах, обмениваемся с ними информацией. Изучаем данные выставок. Мы все самоучки. Русский фольклор для нас - это не только развлечения, но и рукоделие, и взаимообучение, и взаимовоспитание.


- Сейчас, в Царские дни, люди чтят память трагически погибшей семьи Романовых. И только что закончилось богослужение, которое провел митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт.
- Православие неразрывно связано с русской культурой, в нашей традиции много духовных стихов и различных притчей. Царские дни в Костроме - акция исторической памяти. Если мы не будем знать основные вехи истории государства Российского,  знать свои корни, как мы будем жить дальше? Для нас честь быть сегодня здесь. Кстати, если читателей заинтересовала информация о нашем коллективе, нас можно найти в социальных сетях.

   Алексей ВОИНОВ

Партнеры