Социально ориентированный и напряженный по исполнению

Бюджет области, который впервые принимается на три года, обсудили на публичных слушаниях

 

Руководители департаментов, депутаты областной Думы и районных собраний, главы городов и районов, представители общественности поддержали проект бюджета и внесли свои  предложения. С подробностями — корреспондент «СП-ДО» Юлия МЕРКУРЬЕВА.

Проект бюджета верстался с учетом прогноза социально-экономического развития региона на ближайшие три года. По словам представлявшей его директора департамента экономического развития Натальи Михалевской, финансовый документ подготовлен на фоне падения экономических показателей как в мировом, так и национальном масштабах. И хотя  пока в некоторых отраслях, таких как промышленность, строительство, финансовой деятельности, сохраняются положительные тенденции, прогнозируемый период не будет простым. Темпы роста экономики региона, как и в целом по России, замедлятся.
Законопроект впервые принимается на три года. Это даст возможность заключать долгосрочные контракты, а также повысит устойчивость и стабильность бюджетной системы в целом.
Общий объем доходов областного бюджета на 2014 год определен в сумме
19 697,3 миллиона рублей, на 2015 год -
20 305,4 миллиона рублей, на 2016 год -
20 018,1 миллиона рублей.
Объем расходов областного бюджета на 2014 год оценивается в сумме 21 719,2 миллиона рублей, на 2015 год - 22 514,6 миллиона рублей, на 2016 год - 22 425 миллионов рублей.
Директор департамента финансов Илья Баланин отметил, что доходы областного бюджета на 2014 год остаются на уровне 2013 года. В то время как объем расходов увеличится на сумму более 1 миллиарда рублей. В департаменте финансов посчитали, что если финансировать только первоочередные статьи, то полученных собственных доходов не хватит даже на это.  Чтобы дефицит не стал критичным, принято непростое финансовое решение — сократить все расходов казны на 5 процентов. Как это заложено и в федеральном бюджете. Экономить поможет, прежде всего сокращение неэффективных расходов во всех отраслях.
Илья Баланин комментирует: «Темпы роста российской экономики замедляются, поэтому при планировании бюджета на 2014, 2015 и 2016 годы мы очень аккуратно подошли к вопросу роста доходов. Мы считаем, что бюджет по доходам должен быть реалистичным, и тогда у нас появляется реальная возможность выполнить все заложенные в него обязательства. Но, сведя наши доходы на 2014 год и посчитав наши первоочередные обязательства по расходам, мы получили, что доходов бюджета не хватает. Исходя из этого, на первое место выходит оптимизация расходов, повышение их эффективности и целевой характер их направленности для всех отраслей. В этой ситуации пришлось на 5 процентов сократить финансирование по всем бюджетным направлениям. Первоочередные расходы бюджета, исходя из посыла, озвученного президентом Владимиром Путиным, и который заложен в основу федерального бюджета, доведены из расчета 95 процентов. Мы считаем что 5 процентов - это тот объем неэффективных расходов, который существует в каждой отрасли и который в течение года можно сократить. Это в том числе и госзакупки, когда идет дробление на мелкие лоты и получается минимальная экономия, при этом, когда идет большой лот, сумма экономии выше. Расходы возможно сократить в любом учреждении, отказавшись от тех направлений, которые не являются ключевыми».
Сэкономить на этот раз решили и на так называемых «депутатских миллионах». Эти деньги направлялись на решение проблем муниципалитетов. Источника для их финансирования не нашлось.

 


Средства по адресной инвестиционной программе предусмотрены в минимальном объеме - 140 миллионов. Только на завершение уже начатого строительства или ремонтов.
Бюджет по-прежнему является социально ориентированным. На отрасли социальной сферы в 2014 году приходится 63,2 процента всех расходов бюджета. Приоритетные направления -  зарплаты бюджетникам, обслуживание госдолга и, безусловно, социальные обязательства будут профинансированы в полном объеме. Вместе с тем предоставление мер социальной поддержки запланировано с учетом повышения адресности и эффективности их предоставления. «Мы считаем, что есть ряд направлений по мерам соцподдержки, где возможно изменить подходы - это не значит, что мы вообще откажемся от каких-либо мер соцподдержки, просто везде будет введен принцип малоимущности», - пояснил Илья Баланин.
По словам председателя комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам  Олега Скобелкина, дефицит бюджета предусмотрен в максимальном размере - 15 процентов от уровня собственных доходов.
«Исходя из долгосрочного экономического прогноза, уровня доходов, очевидно, что покрыть все обязательства можно либо при увеличении госдолга, либо дефицита. Мы выбираем максимально предельный дефицит. И эта тенденция сегодня характерна практически для всех субъектов страны. Главное сегодня – обеспечить выполнение социальных обязательств. Выполняя их, мы остаемся без резерва. К сожалению, сегодня мы имеем не бюджет развития, а бюджет выживания», - сказал Олег Скобелкин.
Участники публичных слушаний внесли и свои предложения. Среди которых - помощь малому и среднему бизнесу. Первый заместитель председателя областной Думы Алексей Ситников сообщил об этом решении фракции «единороссов», которая предложила направить наполнительные доходы, полученные в ходе исполнения областного бюджета, на увеличение объема поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства области.
«Необходимо увеличить субсидии из областного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства и производителям сельскохозяйственной продукции. В первую очередь на компенсацию процентных ставок по банковским кредитам. Развитие реального сектора экономики позволит нам получить дополнительные доходы в перспективе и обеспечить социальные обязательства», - сказал Алексей Ситников.
Первый заместитель губернатора Иван Корсун так прокомментировал  проект бюджета: «Бюджет напряженный, но социально ориентированный. Такого сложного бюджета я не припомню за все восемь лет моей работы. Здесь достаточно много причин. Одна из них – рост федеральных обязательств, которые передаются на региональный уровень без финансового обеспечения. Несмотря на то, что мы серьезно нарастили собственные доходы, денег не хватает катастрофически. Мы вынуждены многое поменять, чтобы выполнить первоочередные, социальные обязательства перед населением».
Подводя итог слушаний, председатель областной Думы Андрей Бычков отметил:
«Понятно, что в условиях ограниченности средств нельзя принимать новые обязательства, но те, которые есть, будут исполнены. К сожалению, для инновационного развития, строительства объектов, на участие в софинансировании ряда программ мы не находим пока денег. Здесь придется затянуть пояса. Для муниципальных образований бюджет 2014 года будет не хуже, чем предыдущий, уже потому, что часть финансовых обязательств, в том числе по дошкольному образованию, область берет на себя».
Участники слушаний рекомендовали областной Думе поддержать проект бюджета. Контрольно-счетная палата области, проанализировав главный финансовый документ, пришла к выводу, что он не нарушает бюджетное законодательство.
В первом чтении парламентарии рассмотрят бюджет на заседании областной Думы, которое состоится 14 ноября.

Партнеры