Николай Рассадин: Наличие университета - цивилизационный признак

Без пяти сто, а точнее, 95 лет - столько на днях исполнится Костромскому государственному университету имени Н.А. Некрасова. Обойти такое событие стороной «СП», конечно, не могла. (Тем более что для многих в нашем издании КГУ - это еще и alma mater.) Самого юбиляра пригласить в рубрику «Полит среда», понятно, проблематично. А вот отвечающего за его самочувствие уже двадцать с лишним лет ректора Николая Рассадина - с удовольствием.

- Николай Михайлович, 95-летие что значит для университета и для вас?
- Для нас 95 лет - прежде всего укоренение университета на своей земле. Признаков такого укоренения много. Назову два. Это династии, в которых по три поколения преподавателей КГУ, и семьи, в которых несколько поколений костромичей его окончили. А само наличие университета, я бы сказал, это один из цивилизационных признаков. Если в городе есть классический университет, можно рассуждать о том, насколько вообще цивилизация коснулась этого города. Кстати, история Костромы в этом смысле достаточно специфическая.
- То есть?
- Будучи даже губернским городом, Кострома никогда не мелькала в перечне проектов по созданию университета. Может быть, романовская династия не хотела нарушать целомудрие своей колыбели, чтобы не заводить около нее крамолу? В 1913-м возникла идея открытия  педагогического института - имени династии, но она так идеей и осталась. Воплотилась она лишь при советской власти, в 1918-м: тогда и появился Костромской государственный рабоче-крестьянский университет - имени Первой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. А его библиотека получила имя вождя мирового пролетариата Ульянова-Ленина. Так что первая «Ленинка» в Костроме создана, а не в Москве (улыбается).
- Во многом судьбу вуза определяли личности. Кого в день рождения вспомнили бы в первую очередь?
- Отцов-основателей, которые взялись за это дело и видели его перспективу: первых ректоров - Николая Гавриловича Городенского, Федора Алексеевича Менькова, Александра Дмитриевича Волкова. То, что во времена ликвидации области и Великой Отечественной  удалось сохранить учебное заведение, тоже их заслуга. Как и то, что в 1949-м статус учительского института повысили до  педагогического.
- Потом был еще Михаил Иванович Синяжников, который ректорствовал в 1960-1980-х...
- ...и создал основные предпосылки «университетскости», открыв шесть факультетов. Нельзя не вспомнить и наших преподавателей-профессоров, благодаря которым сложились сильные научные школы:  по экономической теории,  социальной работе, литературоведению, фразеологии, диалектологии, химико-термическому упрочнению материалов и другие. Замечу, что половина учебников по социальной работе и по литературе для школ и вузов написаны именно в Костроме.

 


- Как отмечать юбилей будете?
- Мы хотим, чтобы он стал праздником не только университета, но и всех костромичей. Стараемся донести это праздничное настроение до жителей города, области. В университете и на городских площадках организуем концерты, например, нашего хора «Глория», театральные представления,  выступления ученых. Афиши в городе уже висят. Приглашаем всех на наш общий праздник.
- Идеальный вуз — это какой?
- Провокационный вопрос. У каждого свои представления об идеальном. Для преподавателей это тот, где они могут рождать идеи пачками и получать достойную заработную плату. Для студентов — где каждого из них понимают, где им помогут, научат. Для родителей — тот, которому можно доверить своих чад. Для начальства — тот, который не беспокоит своими проблемами. А для меня — это и первое, и второе, и третье, и четвертое (улыбается).
- Чего-то не хватает КГУ до идеала?
- Если перевести в прикладное русло, то общежития. Очень много заявок от университетов Европы на подготовку у нас магистрантов, бакалавров, аспирантов. Русский язык, литература, юриспруденция, экономика, психология, музыка - по всем направлениям. Но в университете, смешно сказать, нет подходящих бытовых условий для иностранных студентов. И нашим студентам общежитие помогло бы. Тогда ребята из области не так шустро полетят в московские вузы, многие из которых на самом деле не подарок.  
- Хотите сказать, что все кроме общежития есть?
- Так никогда не бывает. Естественно, надо развиваться. Кто-то называет это утопией, но мечтаю открыть медицинский факультет.  Кадровую  проблему в нашей медицине надо решать не только с помощью контрактников. Опыт показывает, что самые продуктивные врачи — это укорененные там, где жили их деды и живут родители.
- КГУ поставил себе амбициозную задачу быть ресурсным центром развития социально-экономического и кадрового потенциала региона. Как считаете, удается?
- Не сводил бы понятие ресурсного центра к кадрам. Ресурс по большому счету — все, что можно использовать в жизни общества. Заявляя себя как ресурсный центр, мы говорим об участии в разработке и сопровождении программ развития региона. Предполагаем, что университет - это и ресурс воспроизведения историко-культурного наследия. Университет – это ресурс связей Костромы с российскими регионами и зарубежьем.
- Что имеете в виду?
- Посмотрите хотя бы, сколько начатых университетом конференций и чтений подхватили в районах области. Университет продолжает работу по написанию книг по истории региона, его археологии, природе, диалектологии. Это и есть ресурсный центр, где можно узнать о том, кто мы и что нас ждет. Конечно, есть и кадровый блок. Но не только с точки зрения квалификации и уровня образования - это само собой, а и с точки зрения воспроизводства человеческих качеств. Для нас важно выпускать не просто физиков или педагогов, а людей, переживающих за свой край. В этом смысле нет какого-то мерила — мы достигли вот этого и этого. Работа идет. И впереди ее еще тьма-тьмущая.
- Для вас лично КГУ - это...
- ...практически полжизни. Я и родился в тот год, когда было принято решение о реорганизации учительского института в педагогический. Почти день в день.
- Неполиткорректный вопрос: у вас есть любимый факультет? Родной истпед ближе, чем другие?
- Не буду лукавить: истпед самый значимый для меня факультет как для его выпускника. Это моя юность, молодость. А как для ректора... Наверное, толковый ректор сказал бы так: «Есть наиболее значимые факультеты, деятельность которых будет определять дальнейшее развитие университета». Но я, видимо, к таким ректорам не отношусь. Потому что считаю, что университет состоит из братства факультетов. Здесь нет ни двоюродных, ни троюродных. Потому что каждый имеет свой смысл. И мне очень нравится, когда один факультет перенимает у другого удачные дела или формы. Нравится, когда, несмотря на соревновательную ситуацию (на тех же конкурсах), один факультет  переживает за другой факультет. Любовь - это и есть понимание и ощущение того, что мы все вместе.
- Вы стали ректором на выборах в 1989 году. Самые сложные времена за эти двадцать четыре года были когда?
- Были времена с ощущением бесперспективности - перехода от советскости к то ли к демократизму, то ли к либерализму. Когда мы не знали, удержится ли не то что университет, а сама страна. Финансирования практически не было. Сплетен - целая куча... Но мы же устояли и дальше шагнули - сначала в педуниверситет, потом в гос-
университет. Потому что ставили себе задачу не выживания, а развития. И сейчас даже новые специальности открывать уже не так сложно, потому что у нас есть базовые фундаментальные науки. Это важнейший компонент качественного прироста. Нормально развивающийся университет любой кризис преодолеет.
- А есть времена, которые с удовольствием вспоминаете?
- Я их не только вспоминаю, но еще и  жду - очень хочу поработать просто преподавателем. К сожалению, мой преподавательский век - всего три с половиной года. Молодой был, дурной (улыбается) - хотелось карьеры. А сейчас бы реализовал свои преподавательские мечты. От деток ты подпитываешься. Они живые, хорошие, толковые.
- И ЕГЭ не помеха?
- Нет, не помеха, по крайней мере не такая уж и большая. Главное, надо понять, что сумма набранных баллов, как бы она ни была велика или мала, – никогда не адекватна способностям, внутреннему потенциалу и тем более – душевному таланту человека (что в иных специальностях важнее сухого знания). Если найдешь ключ к этому богатству – результат не заставит себя ждать. Ежегодно более двухсот студентов и аспирантов становятся лауреатами и призерами международных и российских конкурсов. На этом и стоим.
 - Вы как-то говорили, что успех подготовки студентов больше зависит не от стандартов и программ, а от того, в какой среде они реализуются.
- Среда – это не просто место пребывания или обитания студента, это то, что объективно подвигает его к действию, познанию мира, дает возможность саморазвития и участия в практическом преобразовании жизни. Надо сделать так, чтобы эти условия были доступны для каждого! Именно поэтому в КГУ идет постоянный прирост общеобразовательных и научных программ, открываются новые лаборатории и центры. У нас одна из лучших университетских библиотек.  Но не только это. С помощью ведущих актеров Костромы успешно действуют полтора десятка театральных студий, танцевальных и вокальных коллективов, международное признание пришло к хору «Глория», «Театру песни», СТЭМу института педагогики и психологии… И так далее, и так далее – все 95 лет!
- Тогда пожелание в день рождения университета студентам, преподавателям и себе. Чего хотелось бы больше всего?
- Что бы такое придумать для всех... Здоровья! И чтобы университет, встречая очередной юбилей, мог с гордостью сказать, что он по-прежнему соответствует современному образовательному и научному уровню и трудится на благо костромского края.

Елена ШИКАЛОВА
Фото Сергея Калинина

Партнеры