Почему Кострома оказалась лучше Перми и Саратова

и как костромские старухи произвели фурор на «Кинотавре»

 

Некоторые фильмы, которые в итоге сняли в Костроме, изначально должны были делать совсем не здесь. Однако киношники дружно признали наш город самой лучшей декорацией для исторических сцен. А один из режиссеров даже откопал у нас новые таланты: например, 80-летнюю бабу Галю из деревни Клоково. Такое вот кино, о котором в очередной раз рассказывает «СП».

 

В актрисы — костромских старух
Их актерский дебют случился тогда, когда им всем было по 75-80 лет. Подбирал актрис в свой неоднозначный фильм «Старухи» режиссёр Геннадий Сидоров особенно тщательно. Многие бабушки уходили домой в слезах. Слишком молодыми оказались: всего 65 лет.
Картина снималась в деревне Клоково Сусанинского района, но актрис набирали и в соседних деревнях — Ломышкино и Андреевское. Это фильм о реальной жизни десяти старух, живущих в богом забытом уголке России с типичными проблемами: отсутствием денег, воды, света, дров и мужиков.
Бабушки просто жили перед камерой. Рассказывали о своей жизни сочным и естественным языком (порой с матом), и постепенно документальные кадры переходили в игровые. Единственная профессиональная актриса, Валентина Березуцкая, сумела так раствориться среди настоящих старух, что ее роль и не выглядела чем-то инородным.
В этом фильме нет «псевдонародности», в которую порой уходят режиссеры. Зато много драматизма и немало смешного. Монологи и диалоги бабок специально не напишешь — режиссер и разрешил им импровизировать. Давал тему, и пошло-поехало: и мужиков обсудили, и поэмы собственного сочинения прочитали. Наверное, поэтому «Старухи» и собрали призы (включая главный) на сочинском «Кинотавре» 2003 года.
Режиссер Геннадий Сидоров рассказывал, как сложно было уговорить сниматься одну из самых колоритных актрис картины - бабушку Галю из Клокова: «Галя-матерщинница поначалу не хотела сниматься ни в какую. Но на площадку приходила регулярно и костерила меня на чем свет стоит: и к колодцу-то нельзя подходить, и трогать его руками, а уж тем более садиться на сруб мягким местом... А потом неожиданно согласилась и читала совершенно вольные монологи».
Как говорится, из песни слов не выкинешь. Поэтому фразы типа «Ну их на х…, к е… матери всех мужиков» бабушки Гали так и остались в фильме.

Дублеру в «Казарозе» заплатили бутылкой
В 2004 году Кострому просто наводнили съемочные группы. В один день проходили кастинги для массовки сразу в несколько фильмов. Сначала был детективный трехсерийный фильм «Казароза» одновременно со съемками исторического фильма о Столыпине «Невыученные уроки». Спустя месяц «Мосфильм» приехал снимать «Доктора Живаго».
«Казароза» - это экранизация одноименного романа Леонида Юзефовича об истории убийства певицы Казарозы в Перми в 1920-х, которую расследуют в 1970-х. Сам Юзефович хотел, чтобы фильм снимали в этом городе, однако Пермь не прошла кастинг. В городе почти не сохранилось исторического колорита. А вот Кострому, по словам режиссера Алены Демьяненко, совершенно не затронула цивилизация(!). Не пришлось даже перекрывать уличное движение во время съемок, потому что его и так не было. Зато наш город абсолютно точно передал атмосферу времени.
Костромичи отдавали киношникам свою одежду 1970-х, чтобы все в фильме было достоверно. В массовке участвовали двести человек, а у каждого актера была куча дублеров.
Например, снимали ночную сцену у музучилища с арестом Галкина-Свечникова. Вместо Галкина туда-сюда с руками за спиной водили костромича Михаила Соловьева. Все равно ночь, лица не видно. А знаменитого актера негоже ночью тревожить, да еще и арестовывать.
Многие актеры не любят играть мертвых, поэтому в сцене с убиенной Казарозой видно костромичку Надежду Кончаловскую, которая была дублером Оксаны Фандеры. В образе утопленника мерз на холодном песке Артем Новожилов, дублер Бероева. На него было страшно смотреть — гримеры постарались, навели кровоподтеков и синевы. Мама и невеста Артема, которые пришли посмотреть на съемки, перепугались, когда его таким увидели. Все думали, что за страдания ему «отвалят» хотя бы 1000 рублей, но москвичи ограничились бутылкой водки и 500 рублями.


 Халявная «Прима» от Столыпина и интим в кадре
Для фильма «Столыпин... Невыученные уроки» о великом реформаторе в Кострому приехали снимать Сибирь и часть Саратова. Опять победила «нецивилизованность» нашего города. В Саратове очень много рекламы, а у нас киношники нашли «девственные места» без проводов, рекламных вывесок и других атрибутов цивилизации.
Сцену «Митинг» снимали в Красных рядах. «Режиссер Юрий Кузин дал распоряжение безостановочно снабжать массовку семечками и халявной «Примой» для большей правдоподобности, - вспоминает участник тех сцен Валерий Соколов. - Костромичи были довольны. Сначала легкие сцены снимали: массовка должна была изобразить гул, кричать пополам — кто-то «Казнить!», кто-то «Вешать!». Потом стало сложнее — надо было повернуть всем вместе голову по команде и изобразить испуг от взорвавшейся бомбы. А мне сказали упасть на землю, изобразить пострадавшего от взрыва. Страшно было не на шутку, когда эти сцены снимали».
Сцена «Сибирь» запомнилась массовке застольями с жареным поросенком, копченой рыбой и прочими яствами. Снимали в теплый денек в Ипатьевской слободе. Столыпин с инспектором приезжают в деревню, где их встречают местные жители со столами, ломящимися от яств и самогона (который на самом деле был водой, подкрашенной молоком). У местных жителей арендовали курочек, и они, привязанные ниточками за лапки, тоже попали в кадр.
А сцену «Переселение» под Нерехтой снимали ночью. Горели костры, вокруг сидели переселенцы. Тут режиссеру пришла мысль добавить в кадр немного эротики. Выдернули из массовки молодую девушку и стеснительного парня. Объяснили, что они должны целоваться, а потом забраться под телегу. Сперва молодые скромничали, а потом так втянулись, что сцена была успешно снята.

На «Докторе Живаго» съели корову
«Доктора Живаго» режиссер Александр Прошкин снимал две недели в Ипатьевской слободе. Тем костромичам, которым повезло быть в массовке, очень не понравилось поведение Олега Меньшикова. Если другие актеры всегда со всеми радушно общались и раздавали автографы, то Меньшиков отсиживался в отдельной гримёрке на колёсах и с охраной. Гонорар, говорят, у него был 1000 долларов за съёмочный день, а у костромской массовки — 100 рублей. Под конец съёмок актер все же решил раздать автографы, но многие за ними не пошли — обиделись.
Съемки шли зимой. Сугробы были такие, что телеги застревали, чуть ли не трактор приходилось вызывать. Многих актеров здорово состарили. Так 18-летнего Петра Бринчака нарядили в густую бороду. «Лет тридцать она мне прибавила, не меньше», - вспоминает Петр.
В сцене с партизанским отрядом участвовал костромич Евгений Булатов: «По сценарию часть партизан, оголодав, съедают деревенскую корову. Я был одним из партизан. Комиссар, узнав о съеденном животном, ходил по избам с маузером. Сцена такая: мы сидим в избе, влетает комиссар, заносит череп коровы. Кто съел? Нас всех в ряд построили. Комиссар нюхал, от кого пахнет мясом. Пахнет - расстреливал. Меня расстреливать не стали. Видать, не пахло».

Мечта о «домике в деревне»
Фильм «Флэш.ка» снимали в Макарьевском районе в 2006 году. Главный герой Андрей хочет уйти от московской суеты и в тайне от всех строит дом в глухой деревне Костромской области, на берегу реки Унжи, по которой они с невестой и друзьями когда-то сплавлялись на байдарках. Однако скоро он узнает об измене жены и сбегает в деревню уже один, но с флэшкой, на которой содержится секретная информация о незаконных доходах компании жены.
Фильм снимали в селе Нежитино. Затерянное в макарьевских лесах (50 километров от асфальта, а от райцентра и все 70 будет) Нежитино – самое живописное место в районе. Большую часть домов здесь скупили москвичи, таким образом осуществив мечту о «домике в деревне». Так что выбор героя фильма не случаен и основан на достоверных фактах. И действительно, Унженская низменность в фильме завораживает и даже контрастирует с криминальным сюжетом.
Людмила МАКСИМОВА

 

Партнеры