ПоБРАТаться

 

На Руси не курили трубку мира, а пили из одной чаши

 

Деревянных дел мастер. Казалось бы, это в такое далекое прошлое ушло, но даже в современных «каменных» квартирах нет-нет да и найдется место резному шкафу. Мастера остаются, а с ними - и исконно русский промысел. На последнем конкурсе деревянной скульптуры «Лес-чародей» решили возродить совсем забытое – братину. Праздничную чашу с пивом или квасом, пускаемую по кругу. От братской чаши отпила и корреспондент «СП-ДО» Людмила МАКСИМОВА.

 

Не так давно День работников леса отпраздновали, и снова в лес. Только теперь уже за народными мастерами-умельцами. Конкурс деревянной скульптуры «Лес-чародей» проводится в музее деревянного зодчества «Костромская слобода» уже в пятый раз, собирая вместе профессионалов и любителей.
На этот раз слово «вместе» приобрело ключевой смысл и стало темой конкурса. Сказочных персонажей, скамейки, качели, ложки мастера уже делали. И обратились к давно забытому – братине. Сейчас современному человеку с ходу и не сказать, что это такое. А когда-то без этого, так сказать, «столового прибора» не обходился ни один праздник.
Братина, или, как ее ласково называли на Руси, «братинка», был сосуд, предназначенный для братского, товарищеского пития. На это указывает само название. Когда-то, еще в VII-IX веках братина имела вид тарелки и горшка с покрышкой. У каждого «побратавшегося» был свой черпачок-ложка. К XVI веку черпачки ушли. Ладно когда деревня сходилась небольшая, нетрудно было нарезать на всех черпачков. А если дружина собралась сто человек, каждому черпак не сделаешь. Так братина полностью утратила предназначение единоличной посуды.
Передаваемая из рук в руки чаша объединяла людей. Пуская ее по кругу, народ выражал доверие друг другу. Ну еще бы, пить из одной посуды - высшая степень доверия, особенно в нашу эпоху с ее птичьим и свиным гриппом.
Это обрядовый сосуд. На некоторых даже писали «Богородская чаша» к дню Богородицы или наносили имя императора, когда братина была ему подарком. Иногда братины были золотыми или серебряными, украшались драгоценными камнями (а также простыми узорами или травами) и употреблялись для даров, как весьма ценные подарки. Так, поднесенная окольничим Степаном Простеевым королю польскому по случаю его бракосочетания в 1637 году братина была золотая с кровлею, с яхонтами, лалами и изумрудами с жемчугом. Стоила ни много ни мало по тем деньгам 2000 рублей.
Использовали этот обрядовый элемент обычно в «братчинах», праздниках, в складчину организованных жителями деревни, или среди стрельцов-дружинников. А на праздник Осенин в братину наливали первое пиво, которое варилось из нового урожая и пробовалось в этот день. Даже если человек не пил из братины (мало ли, убежденный трезвенник), жест пригубления он все равно делал.
Именно к празднику Осенин (его еще называют именины урожая) работники музея деревянного зодчества и организовали конкурс братин. Правда, налив в братину-победительницу не пиво, а квас.
Восемнадцать участников из Ярославля, Буя, Костромы, Галича, Кадыя и Шарьи представили на суд жюри двадцать работ. После первого этапа конкурса их осталось четыре. Среди этих братин и нужно было выбрать одну, из которой на Осенины будут пить квас. С ней же будут встречать участников и гостей эстафеты олимпийского огня в Костроме. Да-да, участников эстафеты собираются потчевать квасом из братины.
Выбирали победительницу по нескольким критериям. Первое – это соответствие формы и размеров. Вырезается братина из цельного куска дерева в виде большого сосуда шарообразной формы с широкой горловиной. Но у каждой области братины были разными. Так, братина в Костромской и Ярославской областях со временем приобрела форму птицы или коня. Один край должен быть головой, другой – хвостом. Делалось это для удобства передачи чаши. Все чаши-конкурсантки были похожи на птиц из русских сказок. Орнитологу на конкурсе делать было точно нечего – никаких известных видов. А орлиный клюв легко сочетался с петушиным хвостом. У одной чаши была сделана выборка для рта - для удобства пития.
Отличаются братины и по тому, из чего они изготовлены. Смотрят не только на текстуру дерева, но даже на его энергетику. Так, одну из конкурсных чаш изготовили из капа. Это такой нарост на березе, который обладает сильной энергетикой. Можно даже не пить из этой чаши, просто руки положить на нее – вся отрицательная энергетика туда уйдет, а у человека только хорошее останется. И можем с уверенностью вам сказать - это не просто легенда. Дотронувшись до чаши, чувствуешь какое-то исходящее от нее тепло.
Лучшей братиной была признана работа народного мастера России шарьинца Николая Масленникова - огненная жар-птица. Между прочим, жюри не прогадало – факел олимпийского огня выглядит тоже как перо жар-птицы. Изделие пропитано специальным раствором, из-за чего приобрело насыщенный бордовый цвет. Цветом автор передал тот самый «жар», который в названии птицы заложен.
За изделия подобного рода он берется не впервые. Изготовлением разных работ из дерева Николай занимается более тридцати лет. Учился в Богородском училище резьбы под Москвой. А с обработкой дерева познакомился еще в детстве. Маленьким мальчиком сам вырезал себе игрушки. В его коллекции уже есть братины в форме лебедя, утицы, ладьи. А над этой, изображающей жар-птицу, трудился больше двух месяцев.
На открытии конкурса Николай Масленников провел мастер-класс по художественной обработке древесины. Пока детки удивлялись качающимся лошадкам, которых он привез с собой, Николай на глазах собравшихся вырезал фигурку птицы. Даже скамейка, на которой он сидел, была сделана его руками. Из куска цельной древесины, как и все его работы. «Главное, чтобы материал был податливым, - говорит мастер. - Вот липа, например, это мягкая древесина. Значит, не будет заусениц, изделие не расслоится».
После церемонии эстафеты олимпийского огня на территории города братина Масленникова останется в фондах музея-заповедника «Костромская слобода».

Партнеры