Нина Кравчук: Не всегда спрос рождает предложение, бывает и наоборот

В советское время существовали пункты проката буквально всего. Сейчас люди больше привыкли обращаться в банк за кредитом, чем брать что-то напрокат. Поэтому открывшийся три года назад первый в городе пункт проката велосипедов Нины Кравчук стал для Костромы возрожденной новинкой. Эта была та ситуация, когда предложение породило спрос, и подобных пунктов проката стало появляться все больше. В конце велосезона Нина согласилась отправиться с корреспондентом «СП-ДО» Людмилой МАКСИМОВОЙ на велосипедную прогулку и заодно рассказала ей о том, почему по нашим дорогам можно ездить только на горных велосипедах, и о том, как в городе стало больше велосипедистов во время ремонта моста.

«Карманный бизнес»
- Я слышала, что ваш прокат велосипедов был первым в Костроме. Это правда?
- До того как мы открылись, в городе уже существовал прокат спортивного и туристического инвентаря, среди которого были и велосипеды, три или четыре штуки. А большой прокат велосипедов мы открыли первыми. Такой, что может прийти и запросто покататься компания из 10-15 человек, всем велосипедов хватит. Мы открылись три года назад. С тех пор в Костроме появилось много других пунктов проката. Кто-то из них уже «сдулся» , а кто-то и сейчас работает.
- Без конкурентов было проще?
- Не сказала бы. Три года назад для нашего города прокат велосипедов — это было что-то новое. Хотя в других городах велопрокаты уже были развиты. Да и в Костроме они в советское время существовали. Тогда вообще можно было что угодно напрокат взять: лыжи, обогреватель, вечернее платье... Так что прокат велосипедов – это попросту хорошо забытое старое. Но даже забытое старое трудно начинать. Ведь люди, костромичи, годами как-то жили без велопроката, и никто не жаловался, мол, вот у нас в городе негде взять велосипед. Но я уверена, не только спрос рождает предложение, но и наоборот. Я предложила людям «велосипед на час», и он стал им нужен.
- Но сейчас вам приходится работать в условиях нарастающей конкуренции. Пунктов велопроката становится все больше и больше...
- Когда открылись другие велопрокаты, это лишь подтвердило, что я в правильном направлении иду. Если и другие люди видят в этом очевидный источник прибыли, значит, это действительно нужное дело, прокат. Чем больше открывается прокатов, тем мне комфортнее. Это развивает спрос, я уже говорила. Если у вас в городе восемь велопрокатов, вы невольно задумаетесь, а не покататься ли мне на велосипеде? В этом году к нам пришло людей втрое больше, чем в первый год нашей работы. И это учитывая, что в первый год мы серьезно потратились на рекламу и были единственным велопрокатом в городе.

 


- С чего все началось три года назад?
- Мне всегда хотелось иметь свое дело. Так называемый «карманный бизнес», который позволил бы мне иметь небольшой, но стабильный и понятный заработок. Тогда я просто села и стала думать, какой бизнес мне был бы интересен и вместе с тем не слишком накладен. Много вариантов было, честно говоря, но велосипедная идея была самой «вкусной» из тех, что витали в воздухе. Вы ведь знаете, что идеи не рождаются в чьей-то конкретной голове. Они просто висят в воздухе, можно протянуть руку и схватить одну из них, если захочешь.
- Можно было выбрать разные варианты, «поймать» любую идею, но вы выбрали именно прокат велосипедов.
- Потому что этот бизнес не противный. Большинство «карманников», которые сегодня лежат на поверхности, мне неприятны. Многие связаны со скучной работой. Например, печать на майках-кружках, ксерокопия — такое дело исправно приносит доход, отнимает не слишком много времени и денег, но оно мне неинтересно. Некоторые другие виды «доступного бизнеса» требуют обязательно нанимать персонал. А я в принципе очень не люблю наемный труд по той причине, что чаще всего люди не хотят, да и не умеют хорошо работать на чужого человека, даже за хорошую зарплату.
- То есть вы сами выполняете в своем бизнесе все функции?
- Я работаю вместе со своим мужчиной. Такой семейный у нас бизнес. Изредка, когда возникают неотложные дела у нас обоих, мы привлекаем моего младшего брата Ивана. Я, правда, плачу ему чуть больше, чем стоило бы, но зато я знаю, что в мое отсутствие на работе не возникнет ни одной проблемы.

 

Горные велосипеды для костромских дорог
- Правда, что прокатный бизнес не требует больших затрат?
- Большая часть затрат идет на аренду помещения. Место должно быть «вкусное» и удобное для людей. Желательно, поближе к центру. Некоторые знакомые прокатчики так не считают. Но мне кажется, это непременно должен быть исторический центр, потому что людям интересно кататься там, где красиво. Аренда помещения в сердце города, сами понимаете, дорогое удовольствие. А самих велосипедов мы сначала купили немного — всего шесть штук.

 


- Вы в них тогда разбирались? По какому принципу выбирали модель, фирму?
- Первое наше правило – не гнаться за дешевизной. Многие прокатчики прогорели из-за того, что покупали велосипеды посредственного качества. Думали, что лучше купить побольше, но дешевле. Но ведь плохие велосипеды ломаются безостановочно. И если ты не дипломированный ремонтник, разоришься такие чинить.
- Значит, вам на дешевых велосипедах не случилось проколоться?
- Отчего же? В первый год купила я и дешёвых велосипедов, и дорогих. Три велосипеда мне пришлось отправить на помойку после первого месяца работы, это как раз были те, что подешевле. В итоге двадцать две тысячи рублей (столько стоили эти велосипеды) улетели в мусорное ведро. Для меня тогда это была почти катастрофа. Позже познакомилась с ребятами из одного спортивного магазина. Оказалось, они здорово разбираются в велосипедах! Они и научили меня выбирать надёжные велосипеды приличных фирм и за адекватные деньги.
- Есть разные виды велосипедов. Какие выбрали вы для проката?
- Покупаю только горные велосипеды. В наших городских реалиях с нашими дорогами и тротуарами любой прогулочный или шоссейный велосипед на тоненьких нежных колесах не выдержит. Да, они красивые, быстрые, но их «убьют» моментально. Люди чаще ездят на велосипеде по тротуарам, а не по дороге, как того требуют правила. Но что поделать, если дорога слишком опасна для велосипедиста? Горные же велосипеды позволяют «запрыгивать» на бордюры и преодолевать ямы и колдобины без особого труда. Ещё мы держим пару прогулочных великов для людей, которые просят: «Дайте нам что-нибудь попроще, десять лет на велосипед не садились». Впрочем, таких людей за сезон бывает всего человек десять-пятнадцать. Обычно предпочитают горные, скоростные велосипеды.
- В этом году у вас открылся еще и ремонт велосипедов. Расширяетесь?
- Первый год мы платили отдельному человеку, который ремонтировал нам велосипеды. Потом поняли, что на ремонт уходит треть выручки, это обидно. На второй год мы договорились с человеком, чтобы он ремонтировал наши велосипеды, а мы бы подбрасывали ему работу. Так при прокате появился еще и ремонт.

 

На велосипеде по мосту — без пробок
- Почему количество желающих покататься на велосипеде растет год от года?
- Человек, который сел на велосипед, испытывает невероятные ощущения. Независимо от пола и возраста. Велосипед — это такая таблетка счастья для многих. Сама постоянно катаюсь, не надоедает. Каждый год мы закупаем для проката новые велосипеды. А старый парк частично расходится по друзьям-родственникам, частично продаётся по дешёвке. Из новых я всегда выбираю какого-нибудь любимчика и твёрдо решаю оставить его себе. Но потом всегда получается так, что он становится в ряды прокатных велосипедов. В общем, сапожник без сапог.
- На сколько обычно берут велосипед? Людям хватает покататься пару часов, или есть те, кто отправляется в длительные прогулки?
- Чаще всего берут кататься на три часа. Примерно за это время успеваешь объехать весь город. А вообще по-разному катаются. Так у меня брали велосипеды на день, чтобы съездить на лосеферму, и на неделю брали, в поход. А когда мост через Волгу ремонтировали, пришел мужчина: не могу, говорит, больше по нему, проклятому, ездить, пробки одолели. Машину поставил и решил ездить на велике, пока не закончат ремонтировать.

 


- Какие-то скидки для постоянных клиентов предусмотрены?
- Первые два года я придерживалась сложной системы скидок. В итоге мне это надоело. Ведь, по сути, в прокате работаем или я, или мой мужчина. Все клиенты проходят через нас, мы их по именам знаем. Мне проще сделать человеку скидку просто так, а не по железной системе, которую я сама установила и должна ее неукоснительно придерживаться. Я часто делаю скидки, когда большая компания приходит, или просто симпатичному мне человеку. Если сам человек просит скидку, мне тоже несложно пойти ему навстречу. Поэтому от жесткой ценовой политики, в том числе и в области скидок, я отказалась. Но постоянные клиенты получают от нас скидки и подарки, конечно. Дарим им часы бесплатного катания, а «юбилейным» клиентам достаются конфеты и шампанское.
- А не воруют у вас велосипеды?
- У меня таких случаев не было. Но в этом году у моих знакомых прокатчиков увели пять штук сразу. Мошенники взяли напрокат велосипеды под залог фальшивого паспорта и не вернулись. Защитить себя от этого сложно. Люди разные приходят, не будешь же к каждому относиться с подозрением. Разве только камеры повесить и снимать, кто велосипеды берёт.
- Сейчас все больше людей готовы, скорее, купить вещь в кредит, чем взять напрокат...
- Даже если не брать в расчёт приезжих туристов, а у меня значительная часть клиентов именно туристы, в Костроме тысячи людей, и многим в кайф покататься с друзьями или всей семьёй на велосипеде субботним вечером. К тому же взять велосипед напрокат не только дешевле, чем покупать, но и удобнее. Если вы купите велосипед, где вы его будете хранить? В квартире? А если нет балкона? И при этом вы катаетесь на нем четыре-пять раз в год. Для многих не проблема купить велосипед, проблема, куда его поставить.
- Ваш бизнес — сезонный. Вот сейчас сезон закончился. Что будете делать?
- Спать буду! А если серьёзно, у меня уже есть опыт и зимнего бизнеса. Ещё до того как заняться велосипедами, мы с другом сдавали напрокат сноутюбы, такие круглые надувные санки. Зимняя часть моего прокатного бизнеса существует, она давно продумана, опробована, доходна. Можно сдавать сноутюбы, санки, лыжи, сноуборды, коньки. Я вообще лелею мысль вернуться к советскому типу пункта проката и сдавать напрокат вообще все, что только может пожелать душа костромича.

Партнеры