Татьяна Быстрякова: Качество и доступность образования - это наша работа

В преддверии нового учебного года темой нашей «Полит среды» стала реализация регионом государственной политики в сфере образования. С директором департамента образования и науки Костромской области Татьяной Быстряковой мы сегодня беседуем о том, что изменит новый закон об образовании, как в регионе реализуется программа модернизации и почему молодые специалисты вновь рассматривают работу в школе как достойную и перспективную.

 

- Татьяна Евгеньевна, насколько мы знаем, в этом году в школы региона придет почти двести молодых специалистов. С чем связано такое рвение?
- С тем, что в системе образования действительно есть положительные тенденции. Во-первых, работа учителя стала оплачиваться достойно. Только по сравнению с прошлым годом зарплата педагогов общеобразовательных школ выросла на 37%. В соответствии с законом средняя заработная плата педагогов общего образования должна соответствовать средней заработной плате по региону. Так вот, по данным на 1 июля, зарплата педагогов школ превышает этот показатель на 6%. Я думаю, что это неплохо. Более того, сейчас в каждой школе имеется фонд стимулирующих выплат. И за счет этих средств (конечно, при правильном их распределении) педагоги, показывающие высокое качество обучения, могут существенно увеличивать свой доход.
- За что начисляются такие?
- Стимулирующие выплаты начисляются, к примеру, за хорошие результаты ЕГЭ, за отсутствие правонарушений в классе, где тот или иной учитель является классным руководителем, за внешкольную работу с детьми, за подготовку победителей олимпиад. Нужно сказать, что критерии начисления стимулирующих выплат мы постоянно дорабатываем, уточняем, расширяем, но главными принципами их распределения должны оставаться качество и результат работы педагога.
- Получается, теперь учитель может работать и зарабатывать?
- Правильнее будет так: работая на качество образования, учитель работает на себя. Но это касается именно тех школ и тех коллективов, где для всех и каждого статус учебного заведения превыше всего, а стимулирующие выплаты, соответственно, распределяются с учетом той доли труда, которую вносит каждый учитель. В том числе и благодаря такой системе стимулирования труд учителя, на мой взгляд, наконец-то стал оцениваться и цениться. Но еще раз повторю: он оценивается ровно настолько, насколько качественно учитель работает.
- Для молодых учителей иные материальные стимулы по-прежнему предусмотрены?
- Второй год в регионе успешно действует ипотечная программа для учителей, где процентная ставка составляет 8,5%. Участвовать в ней могут педагоги в возрасте до тридцати пяти лет. В прошлом году мы выдали пятнадцать сертификатов на улучшение жилищных условий педагогам, в этом году на оформление такой ипотеки заявилось уже 24 человека. Конечно, это не стопроцентное решение проблемы, но определенный позитивный шаг. Остаются в силе и единовременные выплаты – «подъемные» в размере ста тысяч рублей для учителей, которые пришли работать в сельскую школу.
- А от идеи покупки планшетов для молодых учителей не отказались?
- Не отказались. Планшеты закуплены, так что молодые специалисты в новом году будут ими обеспечены. В этом направлении будем работать и дальше, потому как современное образование того требует.
- Актуальная тема - закон об образовании, который вступает в силу с начала нового учебного года. Все-таки придется или нет платить за общее образование?
-Да, эта тема уже несколько месяцев не сходит со страниц прессы. Говорили и говорят до сих пор о том, что образование становится платным. Это не так. Закон об образовании определяет однозначно: государственный образовательный стандарт останется бесплатным.
Несколько дней назад премьер Дмитрий Медведев подписал порядок предоставления платных услуг в общеобразовательных учреждениях. И это ничего общего со стандартом не имеет. Но теперь становится понятным, какие услуги сверх стандарта по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом образовательное учреждение имеет право оказывать платно, и, таким образом, зарабатывать деньги на свое развитие. Наконец будет наведен порядок при оказании платных услуг в образовательных учреждениях.
- Стандарт при этом не урезается?
- Напротив, даже имеет тенденцию к расширению. В прошлом учебном году пятиклассники двадцати школ региона в режиме апробации обучались по новому образовательному стандарту. При этом мы не столкнулись с ситуациями, которые бы дали понять, что этот стандарт хуже, чем предыдущий. Требования к материалу, учителю и ученику в нем выше, часов на усвоение материала больше, а вот как будет реализовываться стандарт в масштабе страны – покажет время. У нас после первых месяцев работы по новому стандарту претензий к нему практически нет.

 


- Что еще принципиально нового привнесет в сферу образования новый закон?
- Сразу хочу сказать, что ничего революционного в законе нет. Он в первую очередь регулирует те отношения и дает права на реализацию тех программ, которые и до этого активно внедрялись, но на экспериментальной основе.
Например, в последние годы мы работали в системе дистанционного обучения, инклюзивного образования, сетевого взаимодействия. Но в этих направлениях мы двигались не в рамках федерального закона, а руководствовались приказами и методическими рекомендациями Минобрнауки России. При этом многое приходилось разрабатывать и внедрять на уровне региона.
Сегодня эти современные формы обучения регламентируются законом. И ориентируясь на этот закон, все школы страны работают в одном направлении. Это касается системы общего образования.
Второй очень большой блок закона касается функционирования самой системы. Теперь на законных основаниях общественность, в том числе и родительская, может участвовать в образовательном процессе любого учреждения, а также в процессе оценки качества образования. Таким образом, оценка качества образования становится независимой. Теперь родитель имеет право потребовать от образовательного учреждения, чтобы ребенок, если он, к примеру, плохо усваивает материал, обучался по индивидуальной программе. Такая система взаимодействия действовала и до этого, но она не была закреплена законодательно.
- Дошкольное образование изменится под влиянием нового закона?
- Теперь система дошкольного образования станет полноценной ступенью общего образования. Сейчас мы работаем в сфере дошкольного образования по федеральным требованиям. А новый закон вводит понятие федерального стандарта и определяет, чему конкретно ребенок должен научиться за время пребывания в дошкольном учреждении.
- Начальные и средние специальные заведения ждут изменения?
- Со вступлением в силу нового закона понятие «начальные профессиональные учреждения» уходит вообще. Но это не значит, что уходит сама система начального профессионального образования. Просто рабочие профессии включаются в программу среднего профессионального образования. Другими словами, выпускники школ, поступая в средние специальные учебные заведения, могут получить начальное профессиональное образование, а могут идти по программе СПО. Еще одно важное нововведение в этой сфере: с 1 сентября прием в эти образовательные учреждения будет проводиться без вступительных испытаний, а с учетом результатов единого государственного экзамена. За исключением, конечно, специальностей, требующих творческих конкурсов.
- Кстати, о ЕГЭ. Среднестатистические результаты радуют?
- В общем и целом, результаты ЕГЭ этого года оказались лучше прошлогодних. Однако географию и информатику наши выпускники сдали хуже. Значит, надо работать в этих направлениях. В прошлом году была подобная ситуация с результатами по математике. И мы усиленно работали целый год: занимались с учителями, они в свою очередь разрабатывали индивидуальные маршруты с учениками. В итоге добились достойных результатов. В этом году такую же схему применим к географии и информатике. За последний предмет обидно вдвойне. Если бы школы не были оснащены современным компьютерным оборудованием, тогда ситуация была бы более ожидаемой.
- А у нас каждая школа региона оснащена необходимыми электронными ресурсами?
- На протяжении трех лет наша область наравне со всеми регионами страны участвовала в проекте модернизации общего образования. С учетом средств текщего года благодаря этой программе в Костромскую область поступило 693 миллиона рублей. Такие федеральные вливания в систему образования – это действительно беспрецедентный случай. Цель же одна: сделать так, чтобы школы страны могли в полной мере реализовывать федеральные образовательные стандарты. Поэтому акцент в нашем регионе был сделан в том числе и на приобретение компьютерного и учебно-лабораторного оборудования, потому что без электронных образовательных ресурсов стандарт реализовать просто невозможно.
Даже в начальной школе должно быть как минимум одно автоматизированное рабочее место учителя и автоматизированные рабочие места для учеников. Пока мы не говорим о роботах и электронных микроскопах, хотя во многих школах области они уже вошли в норму. Мы сегодня исходим из того, что по крайней мере минимальный набор средств, а это ноутбуки и интерактивная доска, в школах должен быть. В каждой школе Костромской области, даже самой маленькой, у нас сегодня есть как минимум один компьютерный класс.
В ряде случаев нами сделана ставка на «мобильный кабинет», когда в специальном передвижном сейфе хранится все необходимое и перевозится из класса в класс. Мы разные варианты выбирали, потому как программа модернизации включает в себя не только оснащение школ электронными ресурсами.
- А что еще?
- Помимо того, что образование должно быть качественным, оно еще должно быть доступным. Более семидесяти процентов школ Костромской области сельские, и во многих из этих школ очень остро стоял вопрос со школьным транспортом. За три года эту проблему мы решили практически на сто процентов. Только в этом году закупили двадцать автобусов.
Благодаря программе многие школы удалось не просто отремонтировать, а привести их в состояние, полностью соответствующее требованиям Роспотребнадзора. Благодаря программе в школах была возможность переоборудовать пищеблоки, и многие этой возможностью воспользовались. В отдельных случаях были даже закуплены пароконвектоматы – печи для разогрева пищи, которые сохраняют не только вкусовые качества завтраков и обедов, но и все питательные свойства.
- Учебники для школьных библиотек тоже удается приобретать за счет программы модернизации?
- Мы взяли обязательство, что за счет средств модернизации и средств регионального бюджета обеспечим учебниками всех школьников, которые уже обучаются по стандарту. Сегодня в фонде школьных библиотек региона более миллиона книг. В этом году в область поступило более 130 тысяч учебников. При этом за счет торгов только на закупке учебников региону удалось сэкономить более трех миллионов рублей. На эти сэкономленные деньги опять же будем дополнительно закупать учебники.
- В День знаний вы традиционно выезжаете в школы региона, чтобы поздравить учеников и педагогов. Куда поедете на этот раз?
- 1 сентября я обязательно буду в поселке Талица Буйского района, где открывается новая современная школа. Это большое событие для нашей области. В этот же день собираюсь встретиться и с коллективом школы № 2 города Буя, где с этого учебного года будут учиться и ребята из поселка Салама. Хочу лично удостовериться в том, что учебный процесс для этих детей организован максимально комфортно.
- Что в канун 1 сентября вам хотелось бы сказать в адрес учителей, учеников и их родителей?
- Мы начинаем новый учебный год, который выпал на период серьезных, системных перемен в нашей школе и во всей системе российского образования. Нынешнее реформирование идет на фоне масштабных материальных вложений в модернизацию образования, каких отечественная школа до это времени не знала никогда.
В этой связи хочу пожелать всем участникам образовательного процесса – нашим детям, их родителям, учителям и педагогам - новых успехов и свершений, положительных результатов и удовлетворения от своей работы, удачи, стабильности и счастья.

Партнеры